18 ноября в Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока открылась выставка «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства».
На выставке можно увидеть своеобразие изобразительной традиции в искусстве Ислама, истоки образов священных городов — Мекки и Медины.
В 30-40-х годах XVIII века под влиянием османской «архитектурной» миниатюры XVI-XVII веков (в том числе под влиянием известных работ миниатюриста Насуха Матракчи) и рукописей Мухъя ад-Дина Лари «Футух ал-харамейн» («Обретение двух святынь»), в которых имелись планы священных городов Ислама, в рукописях «Далаил аль-Хайрат» появляется план-схема Медины, а уже к середине XVIII века к ней добавляется пара — изображение Мекки. Как и почему это произошло — посетители узнают на выставке.
Выставка также расскажет о нескольких традициях в показе исламских святынь в этом сочинении. Первая относится к изображениям Рауды (Райского сада) и минбара (кафедра в мечети, с которой читается пятничная проповедь) Пророка в Медине (а также могил халифов Абу Бакра и Умара). Этот канон позже найдет продолжение в шамаиле и лубке, а в настоящее время представлен сувенирной продукцией — плакатами, а также объемными изображениями святынь.
Вторая традиция — картографическая: изображение планов-схем священных городов Мекки и Медины в плоскостной проекции или в перспективе. Этот канон имеет свои истоки в османской архитектурной миниатюре XVI в. Именно эта иконографическая схема в «Далаиль ал-хайрат» повлияла на изображения Мекки на османских изразцовых панно и указателях киблы (точно установленного ориентира в сторону священной Каабы), а также на османские и татарские шамаили и религиозные плакаты из других уголков исламского мира.
Выставка «ОБРАЗЫ СВЯТЫНЬ. МЕККА И МЕДИНА В ПАМЯТНИКАХ ИСЛАМСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» будет работать до 31 декабря 2022 года.