26.05.2022 / 17:35

Хаджумар Сабанов. Чаша для пива (кахц)

12+
Выставка одного экспоната
Телефон для справки +7 (8772) 57-10-33

Автор: Сабанов Хаджумар Тазеевич (1929-2016) 
Материал, техника: дерево, резьба

Место создания: г. Орджоникидзе

Год: 1988

Согласно нартскому эпосу, пиво даровано осетинам высшими силами, вот почему оно настолько популярно у северокавказских народов. В одном из сказаний упоминается, как во время охоты Нарт Урызмаг увидел птицу, которая клюнула из шишки зернышко хмеля, затем клюнула зернышко солода и начала кататься по земле. Урызмаг заинтересовался необычным поведением птицы, принес ее домой и поведал жене Шатане о своем наблюдении. Жена попросила принести ей эти зерна, затем сварила из них вкусный хмельной напиток.

С тех пор осетины почитают этот дар богов и считают, что молитва, произнесенная над кружкой пива, обязательно подействует, и принесет молящемуся благодать и исполнение желаний. Пиво символизирует сок земли, дарящий жизненную энергию, силу, отвагу, изобилие.

Любое торжество у осетин начиналось с молитвы старшего к Богу. Перед ним на столе стояли три пирога, а в руках — чаша с пивом. Когда молитва заканчивалась, к старшему подходил самый младший и отрывал кусочек от верхнего пирога, стоящих на столе, и запивал его из рук старшего пивом. После этого чаша шла по кругу стола, и все участники застолья отпивали от неё несколько глотков, после чего она возвращалась опять к старшему, который допивал оставшееся пиво до конца.

Деревянная чаша для пива из собрания Северокавказского филиала Государственного музея Востока выполнена уникальным народным мастером Хаджумаром Сабановым. Чаша тонкостенная, корпус шаровидной формы, основание расположено на четырех ножках, соединенных между собой четырьмя горизонтальными перекладинами. Верхняя кромка имеет плавный контур, сходящийся к двум возвышениям над ручками. Ручки сложной зооморфной формы с изображением передней части туловища горного козла. Согнутые ноги животного образуют дополнительную ручку в форме замкнутого кольца (для одного пальца). От нее дугообразно отходит третья ручка, которая соединяется с одной из перекладин. От кромки по внешней поверхности корпуса проходит выпуклый горизонтальный поясок. Ручки с обеих сторон соединяет рельефно вырезанная цепь с рогообразным орнаментом по центру.

Автор, Сабанов Хаджумар Тазеевич, родился 4 апреля 1929 года в живописном высокогорном селении Нар Дигорского района Северной Осетии. С 1947 г. начинает работать с деревом, вырезать чаши для пива и другие традиционные предметы быта. В 1962 г. с семьей переезжает в село Камбилеевское. Хаджумар работает сначала столяром, затем токарем в сувенирном цехе. Его деревянная посуда и скульптура «Лошадь и волк» были впервые показаны в 1969 г. на республиканской выставке самодеятельного искусства. В последние годы жизни активно занимался живописью, выполненной в стиле «наивного искусства».

Произведения народного мастера выставлялись в Англии, ГДР, ФРГ, Чехословакии, Польше, Болгарии. Имеет звания заслуженного художника Северо-Осетинской АССР, а также народного художника Северной Осетии. Кроме того, в 2011 году его наградили медалью «Во славу Осетии».