Выставки сегодня

«Священный котел нартов». Выставка одного экспоната.

3 июля в Северокавказском филиале Государственного музея Востока состоялась торжественная церемония открытия выставки «Священный котел нартов». Выставка посвящена одному из самых больших скифских котлов, обнаруженного Кавказской археологической экспедицией Государственного музея искусства народов Востока в ауле Уляп в 1982 году.

В торжественной  церемонии открытия приняли участие: бывший Глава Республики Адыгея,  Государственный советник Республики Адыгея  Аслан Китович Тхакушинов, министр культуры Республики Адыгея Юрий Шумафович Аутлев, ректор Адыгейского государственного университета Дауд Казбекович Мамий, народный художник Республики АдыгеяАся Аслановна Еутых, Председатель Союза художников Республики Адыгея, заслуженный деятель искусств Адыгеи Елена Викторовна Абакумова, председатель Совета старейшин аула Уляп Аслан Юсуфович Тлинов,  научный сотрудник отдела археологии Национального музея РА Аслан Ахмедович Тов, председатель Общественного движения «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент» Рамазан Мугдинович Тлемешок, заслуженный работник культуры Кубани,  основатель Мезмайской детской школы искусств народного декоративно-прикладного творчества и традиционных ремесел Кубани Михаил Иванович Скворцов.

Бронзовый котел происходит из археологических раскопок А.М. Лескова 10-го Ульского кургана. Он был обнаружен на глубине 4,61 м на ритуальной площадке. Устье котла закрывала просмоленная шерстяная ткань, окрашенная в красный цвет. Внутри котла были найдены обломки деревянной крышки, фрагменты плетеной корзины и кости быка.

Вот как описал предназначение котлов греческий историк V в. до н. э. Геродот: «Для варки мяса скифы придумали вот что. Ободрав шкуру жертвенного животного, они очищают кости от мяса и затем бросают в котлы местного изделия… Котлы эти очень похожи на лесбосские сосуды для смешения вина, но только гораздо больше. Заложив мясо в котлы, поджигают кости жертв и на них производят варку… Кости отлично горят… Таким образом, бык сам себя варит, как и другие жертвенные животные. Когда мясо сварится, то приносящий жертву посвящает божеству часть мяса и внутренностей и бросает их перед собой на землю. В жертву приносят также и других домашних животных, в особенности же коней» (Геродот, IV, § 61). Как видно из повествования Геродота, для скифов характерным было коллективное приготовление большого количества вареной пищи. Для этого скифы использовали большие (высотой до 1 метра) круглые бронзовые котлы на одной (втульчатой) ножке.

Небольшая толщина стенки, конфигурация, художественные украшения – все это делало котел сложным для литья. Между тем, скифы пошли на еще большее усложнение – они отливали корпус заодно с ножкой. Такую непростую технику изготовления котла могли себе позволить лишь мастера, владеющие самыми высокими приемами литья.

Широкое бытование в древности крупных котлов нашло отражение и в героическом эпосе «Нарты». В предании «Котел нартов» повествуется о том, что нарты все вместе питались из одного общего котла, вкопанного между горами. Котел этот был огромным, в него вмещалась вода из семи горных озер. «От тяжести котел вошел в землю, и его закрыла зелень цветущей земли. Из расщелин земли брызги горячей воды выбрасывает наружу котел нартов. Люди бережно обложили камнями эти места и называют их целебными источниками».

В древности котлы-чаши часто использовались в ритуальных целях и наделялись магическими свойствами. Неслучайно ульский котел был оставлен на ритуальной площадке второй половины VI – первой половиной V вв. до н. э.

После извлечения из земли ульский котел 37 лет находился в столице России,  в Государственном музее Востока, и теперь, пропутешествовав 1 400 км, возвратился на свою родину – в Адыгею. В дальнейшем экспонат займет свое место в постоянной экспозиции музея «От ремесла к искусству».

Олег Вуколов. Выставка в Северокавказском филиале Государственного музея Востока

26 июня состоялся вернисаж выставки одного из ярких представителей поколения художников – "семидесятников", Народного художника Российской Федерации, действительного члена Российской Академии художеств Олега Александровича Вуколова. В торжественной церемонии открытия приняли участие министр культуры Республики Адыгея Юрий Аутлев, директор Картинной галереи Республики Адыгея Абдуллах Берсиров, директор Северокавказского филиала Государственного музея Востока Нафисет Кушу и др.

В экспозиции представлено более 50 живописных и графических произведений последних десятилетий, где основными персонажами картин являются подушки. У Олега Вуколова они становятся пластической единицей, частью его художественного пространства. Именно в них, по мнению художника, проходит вся жизнь человека: от детских снов до ностальгических воспоминаний…

Такую живопись в стенах Северокавказского филиала Государственного музея Востока увидишь не часто. Уж очень она отличается от традиционного искусства. Даже ранние работы Олега Вуколова не были похожи на то, что делали коллеги. Художника волновали поиски собственного языка. Его независимая позиция, суровый стиль, в котором он писал картины в 60-е годы, привел к тому, что Вуколова обвинили в диссидентстве и выслали из Ленинграда. Но он продолжил экспериментировать. Однажды Олег  Вуколов увидел выброшенные на улицу подушки, и они стали для него символом разрушенной гармонии.

Художник родился в 1933 году в г. Пятигорске  Ставропольского края, окончил в 1958 году Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде. В 80-ые годы к Олегу Вуколову пришла известность.  Его приглашали на выставки в Европу, а коллекционеры скупали работы. Живописец уехал во Францию и возглавил в Провансе Международный союз художников. Ему удалось внести что-то свое в европейское искусство. В картинах Вуколова геометрия и хаос, покой и тревога, движение и статика. Художник исследовал трехмерное пространство, и ему все больше хотелось вырваться в другое измерение. Так у него возникла тема полета, и на его картинах появились паруса. В творческой мастерской в Марселе художник создает цикл работ «Паруса», соединивший в себе поиски русского авангарда, его романтизм и интеллектуальный контекст. 

Картины Олега Вуколова часто принимали участие на российских и зарубежных выставочных проектах и европейских форумах современного искусства.   Произведения Олега Вуколова находятся в крупнейших музеях и галереях мира, таких как  Государственная Третьяковская галереяГосударственный Русский музей, Московский музей современного искусства, Музеи Людвига Аахена и Кёльна, Национальный музей Колумбии, Словацкая национальная галерея, Музей изобразительных искусств Будапешта, Национальный музей Варшавы, Музей современного искусства Пекина, а также в частных собраниях России и за рубежом.

НОЧЬ МУЗЕЕВ – 2019

18 мая в восьмой раз Северокавказский филиал Государственного музея Востока принял участие в общероссийской культурно-образовательной акции «Ночь музеев». Ежегодно «Ночь в музее» посвящают единой тематике, которая определяется на конкурсной основе через социальные сети. В этом году всего было предложено более 200 вариантов. Тема «Элементы» была выбрана неспроста. Дело в том, что в 2019 году 150 лет с создания таблицы Менделеева. «Элементами могут быть как экспонаты и пространство, так и люди, их создающие и организующие. Главное – что все вместе они составляют сам музей», – пояснила Катерина Салова, победительница конкурса, предложившая эту тему.

Сотрудники Северокавказского филиала Государственного музея Востока подготовили насыщенную культурную  программу и события для взрослых и детей, стараясь объединить в одном пространстве сразу несколько видов представлений: выставки, перфомансы, мастер-классы и экскурсии. Кроме постоянных экспозиций, зрителям в рамках «Ночи музеев» музей представил две временные выставки, посвященные элементам любви, юмора, успеха, красоты и силы: «Ковры-фантазии»,члена-корреспондента Российской академии художеств Нины Буденной и выставку-конкурс «Превосходный конь Бечкан»,приуроченную к 80-летию со дня рождения выдающегося адыгского поэта, писателя, драматурга, прозаика, публициста и видного общественного деятеля Нальбия Куёка.

Вечерняя программа для гостей началась с авторских экскурсий по временным экспозициям: «Ковры фантазии» и «Превосходный конь Бечкан». Позже состоялось торжественное открытие «Ночи музеев» с участием танцевальной студии «Пластилин»; артистов-вокалистов  Нуриет Хагуровой, Эльдара Хубиева и ведущего Бислана Нагоева.

В 19.00 состоялась торжественная церемония вручения наград победителям конкурса-выставки «Превосходный конь Бечкан», на которой было представлено 46 живописных, графических, скульптурных работ и произведений декоративно-прикладного искусства современных художников Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, а также Краснодара. Многие из конкурсантов – уже состоявшиеся мастера, удостоенные почетных званий и наград, обладающие широкой известностью в России и за рубежом.

Всестороннюю поддержку в продвижении проекта, организации и финансировании выставки-конкурса оказал Глава Республики Адыгея Мурат Каральбиевич Кумпилов.

Также финансовую поддержку оказали:

АдыгэХасэ – Черкесский парламент;

 Директор ООО «Минотавр» ЗаурЦеев;

 Директор ООО ПКФ «Монолит» Валерий Дзибов;

Генеральный директор пивзавода «Майкопский» Каплан Панеш.

Лауркан Куек – сын Нальбия Куека.

Награды вручали министр культуры Республики Адыгея Юрий Аутлев, заместитель председателя АдыгэХасэ – Черкесский парламент АлийБогус, представитель ООО «Минотавр» Виктория Макеева, Лауркан Куек.

Как было отмечено на вручении, творчество одного талантливого человека вдохновило на создание проекта, который объединил словесное и изобразительное искусство, где в основе такого тандема – национальная традиция адыгов. Это одновременно продвижение современной культуры Северного Кавказа, и в то же время – популяризации когда-то важной составляющей традиционного уклада жизни адыгов – коневодства, которое сегодня активно возрождается в республике, как и на всем Северном Кавказе.

Все это сделало выставку-конкурс одним из ярких событий в культурной жизни не только Адыгеи, но и Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.  

Победителями конкурса в номинации «Живопись. Скульптура» стали:

1 место присуждено Хахандукову Мухамеду Рамазановичу (Карачаево-Черкесская республика).

2 место присуждено Руслану Тхазаплижеву (Кабардино-Балкарская республика) и Руслану Тугузу (Республика Адыгея).

3 место присуждено Хасану Шеожеву (Республика Адыгея), Аслану Куанову (Республика Адыгея); Давиду Манакьяну (Республика Адыгея).

В номинации «Графика. Декоративно-прикладное искусство»:

1 место присуждено Бгажнокову Заурбеку Хачимовичу (Кабардино-Балкарская республика).

2 место присуждено Рамазану Хуажеву (Республика Адыгея).     

3 место присуждено Валерию Захохову и Наиле Галимовой (Кабардино-Балкарская республика); Руслану Мазлоеву (Кабардино-Балкарская республика); Берсирову Абдулаху Махмудовичу (Республика Адыгея); Ольге Бреславцевой (Республика Адыгея); Айдамиру Патокову (Республика Адыгея). 

Особый интерес зрителей вызвал необычный перформанс «Спектакль теней от фонаря», где каждый смог прикоснуться к загадке театра теней, и посмотреть спектакль о добре, дружбе и волшебстве. После сказочной истории дети смогли сами  пофантазировать и создать свою сказку счудесными превращениями и увлекательными приключениями.

Творческие партнеры музея из студии «Гранат» провели мастер- классы для детей и взрослых по гончарному искусству и живописи,  где каждый смог самостоятельно создать свой шедевр.В завершении программы выступила Ангелина Диденко, молодая талантливая исполнительница на гитаре, которую сотрудники музея заметили на Поэтическом вечере и пригласили поучаствовать в «Ночи музеев».

 

Мероприятия общероссийской культурно-образовательной акции  «Ночь музеев» в Северокавказском филиале Государственного музея Востока посетило более полутора тысячи человек, они привлеклибольшое количество людей разных возрастов и интересов, многие зрители  оставили свои восторженные отзывы в социальных сетях.

 

Превосходный конь Бечкан

В Северокавказском филиале Государственного музея Востока открылась межрегиональная выставка-конкурс «Превосходный конь Бечкан». Мероприятие организовано в рамках празднования 80-летия со дня рождения выдающегося адыгского поэта, драматурга, прозаика, публициста, видного общественного деятеля Нальбия Куёка.

В торжественной церемонии открытия приняли участие: Государственный советник Республики Адыгея Аслан Тхакушинов, министр культуры Республики Адыгея Юрий Аутлев, Председатель Совета народных депутатов МО «Город Майкоп» Азмет Джаримок, Председатель Общественного движения «Адыгэ хасэ - Черкесский парламент» Республики Адыгея Рамазан Тлемешок, директор Картинной галереи Республики Адыгея Абдуллах Берсиров, председатель Адыгейского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Елена Абакумова, директор «Кабардинского конного завода Аникеева» Сергей Аникеев и др.

Тема выставки-конкурса посвящена прославленной кабардинской породе лошадей «Бечкан», воспетой в повести Нальбия Куёка «Превосходный конь Бечкан». В экспозиции представлены 46 живописных, графических, скульптурных работ и произведений декоративно-прикладного искусства современных художников из Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.

Выставка задумана и как «литературный проект», в котором гармонично сочетаются картины художников и цитаты из повести Нальбия Куёка «Превосходный конь Бечкан». Вместе они образуют единое многомерное образно-эстетическое поле, в котором конь Бечкан раскрывает свой глубокий символический смысл, как часть природы, воплощение ее красоты, динамики, движения и внутренней гармонии, превращаясь в выразительную метафору времени. Вдохновленный темой выставки поэт и литературовед из Карачаево-Черкесии Зураб Бемурзов написал стихотворение на черкесском языке «Си адыгэш», которое организаторы выставки включили в проект.

Конкурс уже получил широкий резонанс в художественных кругах. Отобранные работы отличаются высоким уровнем профессионализма, самобытностью авторов, многообразием сюжетов. Многие из представленных мастеров удостоены почетных званий и наград, обладают широкой известностью в России и за рубежом, их творчество является значительным вкладом в отечественное изобразительное искусство.

От Кабардино-Балкарской республики в выставке-конкурсе «Превосходный конь Бечкан» приняли участие – Заурбек Бгажноков, Анатолий Жилов, Валерий Захохов, Руслан Тхазаплижев, Идар Бгажноков, Руслан Мазлоев, Наиля Галимова. От Карачаево-Черкесии - Мухамед Хахандуков; от Республики Адыгеи - Абдулах Берсиров, Аслан Куанов, Рамазан Хуажев, Елена Абакумова, Ольга Бреславцева, Давид Манакьян, Сусанна Макерова, Лидия Синявская, Хасан Шеожев, Павел Мартыненко, Анна Пасхалиди, Алла Кузьменко, Айдамир Патоков, Руслан Хагуров, Мазаго Тешева, Каплан Шаов, Сергей Ловченко, Сулиет Хурум.

 

Нальбий Юнусович Куёк (1938-2007) вписал одну из самых ярких страниц в историю северокавказской литературы и снискал заслуженную славу и уважение в адыгском мире. Его талантливое, многогранное литературное творчество составило целую эпоху в истории развития адыгского художественного слова. Его книги переведены на 17 языков мира.

Интерес к его произведениям обусловлен, с одной стороны, актуальностью затрагиваемых им проблем, и тем, что Нальбий Куёк через национальное стремился показать общечеловеческое.

С другой стороны, автор интересен как явление адыгской и мировой культуры. Всё его творчество опиралось на художественно-эстетический опыт адыгов, служивший неиссякаемым источником вдохновения, образов и мотивов, разнообразных художественных средств.

 

Выставка-конкурс «Превосходный конь Бечкан» организована Северокавказским филиалом Государственного музея Востока при поддержке Общественного движения «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент». В рамках выставки Общество всадников Республики Адыгея «Шыу Хасэ» презентовал коня по кличке Хан, победителя среди лошадей кабардинской породы на международной выставке «Иппосфера-2019», которая прошла в майские праздники в Санкт-Петербурге.

Результаты выставки-конкурса будут объявлены18 мая,на общеевропейской акции «Ночь музеев - 2019», на которой спонсоры проекта вручат денежные премии победителям.

 

Работа выставки продлится до 27 мая.

Ковры - фантазии Нины Буденной

В музее открылась выставка «Ковры-фантазии» члена-корреспондента Российской академии художеств Нины Буденной.В церемонии открытия приняли участие министр культуры Республики Адыгея Юрий Аутлев, директор Картинной галереи Республики Адыгея Абдуллах Берсиров, мастер адыгских народных инструментов Замудин Гучев, член-корреспондент РАХ, заслуженный работник культуры РФ, искусствовед Светлана Маслакова, автор Нина Буденная, учащиеся лицея № 34 и представители СМИ.

Дочь легендарного маршала, профессиональный журналист, автор многочисленных публикаций, книг Нина Буденная предстает на выставке в неожиданном качестве – художницы, создающей своеобразные декоративные картины-панно, выполненные в лоскутной технике. 

Ковроделием Нина Семеновна занялась несколько лет назад, совершенно неожиданно для себя. Она приобрела дом на Волге, недалеко от озера Селигер, в деревне Селище. Дом – типичная для центральной России бревенчатая изба-пятистенок с сенями, печкой, домоткаными половиками, банькой на заднем дворе. Хозяйка полюбила этот дом всем сердцем, стала подолгу жить там, наслаждаясь строгой, раздольной, величественной красотой этих заповедных мест. «В этом доме хорошо бы иметь ковер с русалкой», - однажды подумала она, хотела купить, но найти не смогла. «Я сделаю его сама», - решила Нина Семеновна. Это был первый ковер – «Русалочка», своего рода эксперимент, который превратился в захватывающее и сильное увлечение. В экспозиции представлено всего пятнадцать ковров Нины Будённой. Сама Нина Семёновна объяснила, почему работ не так много, как обычно бывает на выставках представителей Академии художеств: эти живописные ковры очень трудоемки в исполнении, и создание каждого из них требует много времени.

Ковры Нины Буденной – целиком плод ее художественного воображения. Их образный язык сложно интерпретировать однозначно: здесь можно усмотреть и традиции народного лубка, и наивного искусства. В придуманных сюжетах доминирует ироничная, подчас гротесковая пародия на различные житейские ситуации. К примеру, зять Петя изображен на охоте в обществе Тургенева и Некрасова, в другом случае (ковер «Завалинка») в компанию веселых деревенских певцов и музыкантов попал Мстислав Ростропович со своей виолончелью; прекрасная турчанка («Путешествие в Арзрум»), возлежащая на подушках и раскуривающая кальян, держит в руках книгу Марининой; Зевс в образе быка с восхищением наблюдает за пышной деревенской девушкой с косой. Целый мир образов и курьезов, парадоксальное сочетание фантазии и реальности, использование оригинальных авторских технических приемов делают работы Нины Буденной неординарным, глубоко индивидуальным явлением. Нельзя не заметить, с какой любовью и вниманием продумывает автор пространство своего произведения от общей композиции до мельчайших деталей. 

Работы Нины Буденной экспонировались в Московском музее современного искусства, залах Российской академии художеств. Зритель, пришедший на выставку, попадет в необыкновенно праздничную атмосферу, созданную фантазией и вкусом.

 

Успейте посетить выставку до 27 мая.