Выставки сегодня

Созвучие: фоторепортаж Дмитрия Войнова

Выставка адыгских циновок Руслана Мазло и войлоков Миланы Халиловой с говорящим названием «Созвучие», как оказалось, это - не только показ зрителям прекрасных произведений декоративно-прикладного искусства двух молодых авторов из Кабардино-Балкарии. Это еще и своеобразный резонансный отзвук в виде серии фотографий, выполненных на вернисаже Дмитрием Войновым, фотохудожником из Майкопа. Его кадры можно разглядывать бесконечно, увеличивая их или отдаляясь от изображения, при этом получая все новые впечатления. У зрителя есть возможность погрузиться в авторский замысел, в подробности композиции, фактуры и колорита вещей. И с удивлением обнаружить, что фотографии выставки становятся ее артефактом, а фотомастер – соавтором художников. 
Выражаем благодарность Дмитрию Войнову за творческое участие в жизни музея! 
Войнов Дмитрий Владимирович, член Союза фотохудожников России отделения по Республики Адыгея, член городского фотоклуба «Лагонаки», участник и призер международных, федеральных, республиканских и городских выставок фотоискусства. Директор типографии «Графика», которая является многолетним партнером музея.

СОЗВУЧИЕ Выставка произведений декоративно-прикладного искусства

22 марта в Северокавказском филиале Государственного музея Востока открылась выставка «Созвучие» известных художников из Кабардино-Балкарии Миланы Халиловой и Руслана Мазло. В экспозицию вошли уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в традиционных техниках - валяние войлока и плетение «ардженов» (циновок из камыша). Поздравить художников с вернисажем прибыли почетные гости: А.А. Хашир – российский политик, депутат Госсовета-Хасэ Республики Адыгея, З.Л. Гучев – заслуженный художник Республики Адыгея, Р.Д. Хуажев – председатель Адыгейского регионального отделения СХР, Б.С. Шеуджен – начальник отдела Министерства культуры РА, а также студенты Адыгейского республиканского колледжа искусств имени У.Х. Тхабисимова и представители СМИ.

Название выставки «Созвучие» очень точно отражает творческую и смысловую гармонию двух художников, при этом мелодия каждого из них отчетливо слышна и не диссонирует в общем дуэте авторских манер и стилей. В представленных работах можно увидеть обращение к адыгским истокам, к пласту человеческого самосознания тех времен, когда человек был частью космоса. Но художники трансформировали их в нечто совершенно новое, эстетически прекрасное и глубокое, не отходя от ремесла традиционной техники.

Руслан Замирович Мазло, 1986г.р., член Союза художников России, окончил факультет ДПИ Кабардино-Балкарского Госуниверситета. Мастер плетения адыгской (черкесской) циновки. Персональные выставки Руслана неоднократно проходили в Нальчике, Майкопе, Каспийске, Грозном, Владикавказе, Москве, он принимал участие в выставке декоративно-прикладного искусства во Флоренции. В 2010, 2016 гг. его работы экспонировались на Всероссийской художественной выставке «Молодые художники России» и были отмечены Почетным дипломом. Также его работы были представлены в павильоне Кабардино-Балкарии во время зимней Олимпиады в Сочи в 2014г.. Художник ведет активную работу с детьми и студентами, преподает в Институте дизайна КБГУ, в Городском центре эстетического воспитания детей им. Жабаги Казаноко.

«Изучение живописи, рисунка, композиции дало мне понимание того, что потенциал традиционной техники плетения очень велик, и я стал экспериментировать: искал новые приемы этой техники, придумывал орнаменты, пробовал менять форму» – говорит Руслан Мазло. Он стал использовать новые методы сплетения, сшивания, скручивания, которые создают совершенно иные текстуры и их соотношения, изменяя форму и композиционную структуру традиционной циновки. Высокое профессиональное мастерство художника позволяет ему добиваться желаемого результата и дает возможность выходить за рамки, диктуемые особенностями материала.
Милана Хасановна Халилова, 1985г.р., член Творческого Союза художников России. Окончила колледж дизайна Кабардино-Балкарского Государственного университета, отделение графического дизайна. Принимает активное участие в многочисленных групповых выставках и мультимедийных проектах в России и за рубежом. Первая персональная выставка «Жыг гуащэ» («Древо жизни») прошла в 2017 г. в Национальном музее Кабардино-Балкарии в г.Нальчике. В настоящее время работает художественным редактором в республиканском детском журнале «Нур» («Свет») и преподает детям традиционные адыгские ремесла.

Каждая войлочная картина Миланы Халиловой, представленная на выставке, несет в себе национальные коды адыгского народа и отражает видение прошлого и настоящего. Милана в своих произведениях стремится, не вдаваясь в глубины философии, показать своё личное понимание и ощущение сакрального образа, в котором она видит и жизненное начало, и материнство как сущность и предназначение женщины. Это удается благодаря локальному подходу и эффектному минимализму в стилизации изображений в произведениях.
В октябре 2017 г. Руслан Мазло и Милана Халилова по приглашению известного художника Михаила Шемякина прошли стажировку в его доме во Франции, где располагается знаменитая библиотека-архив с уникальным научно-исследовательским собранием из книг по искусству, журналов, коллекций, каталогов выставок, гравюр, фото- и видеоматериалов.

Работа выставки продлится до 10 апреля 2018г.

Арт-терапия. Проблемы социальной реабилитации инвалидов.

13 марта в Северокавказском филиале Государственного музея Востока в рамках программы «Чужой беды не бывает» прошла практическая конференция «Арт-терапия. Проблемы социальной реабилитации инвалидов».  Конференция приурочена к 25-летию работы Национальной Инва-Академии искусств с детьми-инвалидам. Бессменным президентом Инва-Академии является ее основатель – Галкин Николай Николаевич, кандидат культурологии, профессор, автор многих научно-исследовательских работ в области социальной реабилитации, практической адаптации и подготовке молодых людей, детей-инвалидов и сирот к реальной взрослой жизни, приобретению ими необходимых навыков и профессий.
В настоящее время Инва-Академия проводит не только социокультурную реабилитацию детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, но организует их профессиональную подготовку, а также дает большинству воспитанников высшее художественное образование.
В 1997 году Национальная Инва-Академия создала специальную программу профессионально-образовательной реабилитации инвалидов и инициировала (при поддержке Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры России) открытие отделения для молодых людей-инвалидов при Кубанском Государственном университете, а в 2004 году при Краснодарском университете искусств. Их выпускники в настоящее время успешно трудятся в различных организациях, в том числе в самой Инва-Академии в качестве педагогов и культ организаторов.

Инва-Академия искусств провела более 1000 выставок, работает в 14 регионах России, в том числе в Чечне и Крыму, помогая местным социальным службам в работе с детьми и молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья. В рамках конференции «Арт-терапия. Проблемы социальной реабилитации инвалидов» в Северокавказском филиале музея Востока были представлены творческие работы воспитанников Инва-Академии из нескольких регионов. В числе участников – Гавшина О.В., Первый заместитель Министра культуры Республики Адыгея; Лихоносов В.И., писатель, член высшего творческого совета при правлении Союза писателей РФ; Агержанокова С.Р., председатель Адыгейского республиканского отделения Всероссийской организации инвалидов; Бабенко П.П., член Союза художников России. Специалисты Инва-Студии провели мастер-классы и поделились практическими методами своей работы.

  

Выставка «Лики прошлого в настоящем»

В преддверии Международного женского дня 7 марта Арт – Центр Madina Saral'p  представил в Северокавказском филиале Государственного музея Востока выставку «Лики прошлого в настоящем». Это произведения трех талантливых художниц: живописные и графические работы Зайны Эль-Саид и Имары Аккизовой в диалоге со стилизованными национальными костюмами известного художника-модельера Мадины Саральп, объединенных общей темой погружения в историю своего народа и отражения разных аспектов духовной культуры и этнической ментальности адыгов в современном искусстве.
Мадина Саральп окончила отделение художественного моделирования одежды Ставропольского технологического техникума и отделение психологии Санкт – Петербургского университета им. И. Герцена. В 2002 году она создала свою первую авторскую коллекцию и открыла салон эксклюзивной одежды. Фолк-шоу «Черкесский круг» и сотрудничество с кинорежиссером А. Сокуровым продемонстрировали ее неординарные творческие способности в качестве художника по костюмам. В 2009 году модельер создает коллекцию стилизованных национальных свадебных платьев «Девичий сон», которая стала отправной точкой отсчета для нового направления в ее деятельности – экспозиционного. Ее работы выставлялись в лучших выставочных залах Рима, Стамбула, Москвы, Санкт – Петербурга и Северного Кавказа.
Особым эпизодом в творчестве Мадины Саральп стало изготовление свадебного наряда в национальном стиле для принцессы Иордании Рим, который описывался на страницах журнала «Hello» как образец высшего портновского мастерства. Произведения модельера находятся в собрании Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), Северокавказского филиала Государственного музея Востока (г. Майкоп), частных коллекциях в России и за рубежом.
В данной экспозиции Мадина Саральп представит традиционную одежду адыгов в контексте исторического, сценического и современного стилизованного звучания. К национальной одежде у модельера своеобразное отношение. «Я отношусь к ней, как к любой форме диалога с прошлым, где каждый узор, каждый изгиб, каждый символ говорит со мной на понятном мне языке - языке подсознания», - признается автор.
Заина Эль-Саид (адыгская фамилия Къэрэгъул – Карегул) окончила Американский межконтинентальный университет в Лондоне. В 2010 году в Аммане начала творческий путь. Ее работы можно увидеть в крупнейших культурных центрах Ближнего Востока. Осенью 2016 года произведения художницы были представлены в Москве, а в 2018 году в Нальчике.
Ее работы напоминают странствия героини Кэрролла, они словно сновидения под деревом предков. Калейдоскоп случайных диалогов обескураживает новыми смыслами. Ритмично спрессованные кадры с помощью искусства коллажа объединяют персонажей разных эпох и стран в одно целое. И тогда становится видно, как они начинают гармонично взаимодействовать и играть друг с другом. «Мы говорим: столько в нас разного, столько в этом мире агрессии и горя, но у нас у всех есть что-то прекрасное, что мы можем донести, - и это красота. Когда нашей целью становится красота, мы преодолеваем различия», - говорит Зайна Эль-Саид.
Имара Аккизова окончила Кабардино-Балкарский госуниверситет, училище культуры и искусств при Северо-Кавказском государственном институте искусств. Член Союза художников России. Участник республиканских, российских и зональных выставок. Член Международной Академии творчества. Оформила более 80 книг и альбомов. Участник региональных, всероссийских и зональных выставок.
В экспозиции представлены работы Имары Аккизовой, выполненные в период с 2007 по 2009 годы. Для решения пространственных и вневременных задач в своих произведениях Имара Аккизова умело совмещает возможности традиционной и компьютерной графики, фотографию и живопись. Причем, работает она с оригинальными старыми фотографиями, на которых изображены улицы дагестанских сел и старого Нальчика, дети и женщины в национальных костюмах со всего Кавказа: грузинки, аварки, лачки, кабардинки, балкарки. Мадина Саральп тонко подмечает главное в творчестве Имары: «В эту общую картину мира художница вносит песнь своей души, как колыбельную – тихую и сокровенную, самую важную для любого родившегося на земле. Она о том, почему нас всегда тянет в ту точку мира, откуда наши корни, о том, почему наступает время любить и почему приходит время философствовать».

Успейте посетить выставку до 18 марта


Режим работы в праздничные дни:

7 - 10 марта с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) 
11 марта - выходной