Выставки сегодня

НОЧЬ ИСКУССТВ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ ФИЛИАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ВОСТОКА

3 ноября 2019 года в Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств», приуроченной ко Дню народного единства, прошли мероприятия под девизом "Искусство объединяет".

Торжественный вечер, посвященный «Ночи искусств», открыла директор Северокавказского филиала Государственного музея Востока Н.З. Кушу, которая поздравила присутствующих с праздником и рассказала об истории возникновения Всероссийской акции «Ночь искусств», о традициях Филиала Музея Востока, о творческой программе вечера, которая объединила все виды искусства: историю, музыку, изобразительное и танцевальное искусство.

Посетители музея смогли насладиться познавательной лекцией о творчестве знаменитого иракского скульптора Мохаммеда Гани Хикмета, которую представил магистр Института искусств Адыгейского Государственного Университета Мохаммед Аль-Джазаери. Научный руководитель проекта - доктор искусствоведения, профессор А.Н. Соколова

Лектор рассказал о сложной судьбе Мастера, которому, с одной стороны, довелось учиться в Италии, получать заказы на художественные работы из Бахрейна, Арабских Эмиратов, Франции, Италии, Иордании и др. стран. С другой стороны, Мохаммед Гани Хикмет пережил несколько военных переворотов в своей стране, вторжение американцев, полностью разрушивших его мастерскую, вынужденную эмиграцию в Иорданию. Мохамед Аль-Джазаери подготовил для публики увлекательную фото -презентацию, в которой представил основные творения Мастера - скульптурные образы арабских народных сказок, памятники героям ирано-иракской войны и великим поэтам Средневековья и, конечно же, знаменитые «Мечи» - Триумфальную арку Саддама Хусейна, которая состоит из двух огромных рук, замахивающихся мечом, с прикрепленной сетью, содержащей ужасную коллекцию вражеских касок. Говорят, что при его создании Мохаммед Гани Хикмат использовал слепки рук самого Саддама. Посетители смогли приобщиться к значимым ценностям иракского народа, сумевшего выдвинуть из своих рядов такую мощную фигуру, каким является скульптор Мохаммеда Гани Хикмета.

Часовой концерт туркменской музыки представил студент второго курса Института искусств АГУ Ягмыр Гаррыев. Он исполнил песни под аккомпанемент двухструнного дутара и программные инструментальные мелодии, воспевающие глубинные чувства туркменского  народа, человеческие радости и печали, красоту девушек и родные пейзажи. Ведущей концерта выступила профессор А.Н. Соколова.

Слушатели познакомились с новым для себя музыкальным инструментом, услышали историю каждой мелодии, существующей в единстве легенды и музыкально-поэтического текста. В заключение концерта зрителей ожидал сюрприз - прозвучала удивительная мелодия, которую 114 народов мира считают родной. Ягмыр Гаррыев под эту мелодию пел песню лирического содержания, а студентка Института искусств АГУ Зарета Цишева подхватывала мотив, исполняя общеизвестный для адыговзэчир «Дина, дина». Амебейная форма исполнения, красивые национальные костюмы музыкантов, их проникновенное пение оставили неизгладимое впечатление на многочисленную публику, посетившую в этот вечер Северокавказский филиал Музея Востока.

Любители национального творчества посетили мастер-класс "Искусство золотого шитья" народного мастера, заслуженного работника культуры Республики Адыгея Сафият Сет.

В музее для всех желающих прошли экскурсии по постоянным и временным экспозициям: «В живом пространстве натюрморта», «Искусство шоколада», «От ремесла к искусству», «Декоративно-прикладное искусство Северного Кавказа», «В мире мифов и реальности. Через дизайн к миру. Авторские костюмы и предметы декоративно-прикладного искусства Юрия Сташа».

В заключение программы вниманию зрителей был представлен концерт авторской музыки в формате worldmusic в исполнении этно-проекта "Шöлковый путь". Яркое и самобытное исполнение авторских композиций группы из цикла восточной музыки "Последний караван" было дополнено не менее самобытным танцем Ольги Щербининой из фаер-шоу "Флэкс".

 

ВЫСТАВКА «ИСКУССТВО ШОКОЛАДА»

21 октября 2019 года в Северокавказском филиале Государственного музея Востока состоялось открытие масштабной выставки "Искусство шоколада", на которой посетители смогут увидеть фигуры, выполненные из шоколада. В церемонии открытия приняли участие: директор Северокавказского филиала Государственного музея Востока Н.З. Кушу, руководитель управления культуры муниципального образования «Город Майкоп», заслуженный работник культуры Республики Адыгея Р.А. Цеева, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Адыгейского Государственного Университета Е.М. Малышева, заместитель директора по общему развитию Северокавказского филиала Государственного музея Востока Ф.Х. Сулейманова. Все выступавшие отметили, что выставка удивила тем, что шоколад - это не только сладкое и вкусное кондитерское изделие, но и материал, из которого можно создавать уникальные экспонаты, полностью повторяющие оригинальные вещи: животных, предметы мебели, одежды и многое другое.

Экспонаты выглядят так правдоподобно, что трудно удержаться от желания их попробовать. Для создания произведений искусства используется обычный шоколад, каждый элемент, уверяют создатели, можно съесть. Тем более что технология, по которой производится лакомство, позволяет ему храниться и не портиться около шести месяцев.

В рамках мирового тура знаменитая выставка «Искусство шоколада» уже посетила более 50 городов мира и привлекла свыше 1 000 000 человек. Концепция выставки watch, touch, play, feel, smell (смотри, трогай, играй, чувствуй, нюхай) означает полное погружение в мир шоколада. В программе не только удивительные шоколадные экспонаты и композиции (сладкие панды и пингвины, белый рояль на фоне концертного зала Венской государственной оперы, белое платье и украшения, которые хочется одеть, шахматные фигуры, целая фруктовая лавка), но и специальная фотозона, игровая зона. Для всех посетителей выставки проводится бесплатная дегустация восьми сортов бельгийского шоколада.

Даже если вы совсем не любите сладкое - эта выставка способна вас удивить!!

 

Выставка «Искусство шоколада» продлится до 21 декабря.

 

«В ЖИВОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАТЮРМОРТА». ВЫСТАВКА ИЗ ФОНДОВ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ФИЛИАЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ВОСТОКА

4 октября в Северокавказском филиале Государственного музея Востока открылась выставка «В живом пространстве натюрморта», которая продолжает проект знакомства широкого зрителя с фондами музея. Посетителям выставки представляется уникальная возможность увидеть более 60 произведений живописи и графики российских художников второй половины ХХ – начала ХХI веков.

В торжественной церемонии открытия приняли участие: директор Северокавказского филиала Государственного музея Востока Н.З. Кушу, Заслуженный художник РА, Заслуженный работник культуры РФ, директор Картинной галереи Республики Адыгея А.М. Берсиров, Заслуженный художник РА, заведующая отделением декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Адыгейского республиканского колледжа искусств им. У.Х. Тхабисимова О.Л. Бреславцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств АГУ, член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации художников С.Ш. Евтых.

Жанр натюрморта позволяет быть свободным от политики, суеты, сиюминутности и дает возможность выражать ее сущность, оставаясь в рамках художественных экспериментов. Выставка покажет, как по-разному можно взаимодействовать с предметным окружением: это традиционные художественные постановки, эскизные впечатления от нечаянно увиденного, специально сконструированные ситуации, декоративные композиции и символические фантазии, оммажи в духе признанных мастеров.

К репликам западноевропейской живописи XVII века можно отнести декоративную композицию с охотничьими трофеями «Натюрморт с фазанами» А.И. Якунина. Картинам, демонстрирующим битую дичь, свойственна символичность и обращение к теме «vanitas» (лат. «суета сует») – аллегорическая композиция, главным элементом которой являлся череп – напоминание о быстротечности жизни, бренности материальных благ.                                                                             

Приковывают внимание сила живописного темперамента, любовь к жизни  в натюрмортах, изображающих цветы, изобилие садов и полей (картины З.К. Церетели, А.М. Бирштейн, В.В.Коробейникова, А.А. Паршкова, П.Д. Филлипенко, К.И. Акова, М.Г. Кабулова, А.Г. Манакьяна, Э.Н. Овчаренко, Л.Г. Лиховид, А.М. Рубца).

Среди компонентного разнообразия натюрморта наиболее часто встречаются изображения предметов народного быта, когда утилитарная вещь традиционной культуры воспринимается как знак, образно передающий «связь времен» (картины А.М. Куанова, Н.Г. Ловпаче, Н.А. Дидичева, Ю.Г. Кириченко, У.К.-Г. Мижева, А.А. Андреева).

Интересны предметные натюрморты (картины Н.Н. Аксенова, В.М. Мехеда, Г.Т. Клюжина, Б.И. Воронкина, Н.А. Джаняна, П.П. Горбаня, М.А. Приказчикова). Натюрморт в них становится частью чего-то большего: пейзажа, интерьера, философского размышления. В этих натюрмортах обычные предметы согреты теплом повседневного общения с человеком, эти вещи живут дольше человека, у них свое отношение ко времени и к вечности.

Ряд натюрмортов несут в себе оттенок особой лиричности, поэтизации «тихой жизни» предметов (картины С.Г. Рубан, М.В. Архангельского). Это - поэзия прикосновений, конструктивности и орнаментальности.

На выставке представлены и натюрморты, являющиеся ярким воплощением постмодернизма, авангарда (картины Е.С. Цея, Н.А. Ротко, П.П. Бабенко, Е.Е. Казицына, В.Н. Юшина, Э.В. Щебланова, Т.Г. Манакьяна). Их отличают яркая декоративность, ритмичность композиции, символизм в изображении предметов, заряжающие зрителя особой энергией.

Выставка «В живом пространстве натюрморта» раскроет явные и тайные смыслы натюрморта, расскажет о радости жизни и напомнит о бренности бытия и подарит эстетическое наслаждение.

Выставка ждет посетителей до 30 октября 2019 года.

 

Выставка Евгения Цея открылась в Краснодаре

30 августа 2019 года в художественном музее имени Ф.А. Коваленко открылась выставка, посвященная памяти одного из самых значимых представителей неофициального искусства Юга России второй половины XX века – Евгения Сулеймановича Цея. Экспозиция сформирована из работ, хранящихся в фондах Северокавказского филиала Государственного музея Востока, Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко, а также в частных собраниях.

От имени министра культуры Краснодарского края Виктории Лапиной гостей мероприятия приветствовала начальник отдела библиотечного, музейного дела и кинематографии ведомства Татьяна Мячина.

Перед присутствующими также выступили: заместитель директора Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко по научно-просветительной работе заслуженный деятель искусств Кубани Иван Ващенко, заместитель директора по развитию Северокавказского филиала Музея Востока Фатима Сулейманова, искусствовед, член регионального отделения "Ассоциации искусствоведов" по Краснодарскому краю Инга Май, член регионального отделения "Ассоциации искусствоведов" по Краснодарскому краю Татьяна Соколинская, народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Виталий Коробейников.

Каждый из выступающих отметил творческую самобытность краснодарского нонконформиста – художника необыкновенного таланта и профессионализма.

1970-е годы оказались самыми продуктивными для художника. Работая преимущественно сериями, Евгений Цей создает более 1500 листов. "Отец-одиночка" краснодарского андеграунда умер в 1982 году, но общественная реабилитация началась лишь к концу 1980-ых, когда вышла статья о нем в "Комсомольце Кубани". Уже в 1990 году прошла первая персональная выставка. Позже прошел ряд посмертных выставок: 1994, 1996 и 2004 годах в Краснодаре, в 1991, 1994, 2006, 2018 годах – в Майкопе. Сегодня имя художника находится в отечественной истории искусства в одном пророческом ряду с Эрнестом Неизвестным, Вадимом Сидуром и другими звездами советского нонконформизма.

Автор обладал способностью модифицировать художественные образы сквозь призму собственной эстетики. Об этом говорит оммаж на работы Гойи, Матисса и Пикассо. Краснодарский нонконформист перерабатывал известные сюжеты, привнося в них черты своей эпохи. Художественная самобытность краснодарского нонконформиста соткана из этнического колорита, мифологии и театральной декоративности. Стилистическая полифония в творчестве варьируется от сюрреализма, экспрессионизма до примитивизма.

На выставке можно увидеть фильм "Линия", посвященный памяти Евгения Цея, созданный краснодарским искусствоведом Ингой Дмитриевной Май.

Выставка будет работать с 30 августа по 22 сентября по адресу: ул. Красная, 15. Каждое воскресенье в 16 часов будет проходить кураторская экскурсия.

Возрастная категория 16+

 

Национальный музей Чеченской Республики представляет выставку Саида Бицираева «Души прекрасные порывы»

29 августа 2019 года в Северокавказском филиале Государственного музея Востока состоялось открытие выставки известного чеченского художника Саида Бицираева «Души прекрасные порывы» из собрания Национального музея Чеченской Республики. Открыл мероприятие заместитель директора Северокавказского филиала Государственного музея Востока Тхакушинов А.И., который выразил благодарность Национальному музею Чеченской Республики за организацию выставки в Республике Адыгея  и отметил важность сотрудничества двух северокавказских республик.

Экспозицию в Адыгее представила заместитель генерального директора Национального музея ЧР по научно-просветительской работе Гелагаева Э.М. В своем выступлении она выразила благодарность филиалу Государственного музея Востока и гостям выставки, поделилась историей формирования коллекции Саида Бицираева в Национальном музее Чеченской Республики: «В 2012 году в Чечне восстановили музей уже в новом здании. В честь открытия художник подарил нам более восьмидесяти своих работ», рассказала о творческой биографии автора.

Также слова благодарности художнику выразили и другие участники торжественного открытия выставки: директор Картинной галереи Республики Адыгея Берсиров А.М., Председатель Адыгейского регионального отделения «Союз художников России» Абакумова Е.В., заместитель по общему развитию Северокавказского филиала Государственного музея Востока Сулейманова Ф.Х. Все выступавшие отметили незаурядный талант художника, его яркое видение мира, любовь к родному краю, которая так трепетно звучит в его произведениях.

Саид Бицираев – художник-живописец,  творчество которого полностью посвящено духовной культуре чеченского народа, его истории и современности. Одной из основных линий его творчества является национальная тематика, представленная в бытовых сценах: точильщики за работой, сбор кукурузы, беседующие старцы после мовлида – автору удается запечатлеть повседневные события, придавая им звучание вечного, неизменного.

Особое значение для Саида Бицираева имеет тема детства. Обращаясь к воспоминаниям, он создает яркие, запоминающиеся образы:  изображенные в сельской местности играющие дети, прыгающие в лужах под летним дождем, купающиеся в лучах солнца – все это олицетворение беззаботности, которой не хватает во взрослой жизни.

Как отмечает заведующая отделом изобразительных искусств НМ ЧР, искусствовед Милана Хадчукаева, «в его творчестве выделяются эмоционально насыщенные работы, написанные под впечатлением от военных событий, происходивших в республике в 1994-96-х годах. Сопереживание к судьбе родного края выразилось в полотнах С. Бицираева, полных символизма: в них как символ Чечни выступает средневековая башня под угрозой разрушения, написанная черными красками – «почерневшая» от бед, которые обрушились в тот период на чеченскую землю».

Также, в коллекции его картин представлены произведения, являющиеся результатом творческих поездок живописца по Испании, Греции и Италии. В творчестве Саида Бицираева заметна тенденция, когда картины раннего периода написаны в реалистичном стиле, а позже художник обращается и к другим художественным направлениям – символизму и экспрессионизму.

Саид Бицираев родился 30 января 1954 года в г. Фрунзе (Киргизия), где его семья находилась в депортации. В 1957 году семья вернулась в родовое село Нойбера. В 1973 году окончил Краснодарское художественное училище. В 1981 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. Во время учебы занимался в персональной мастерской действительного члена Академии художеств СССР Юрия Непринцева.

С. Бицираев - Заслуженный художник РФ, Народный художник ЧР, профессор Кафедры живописи Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. A.Л. Штиглица, член Санкт-Петербургского Союза художников, член Санкт-Петербургского отделения Международной ассоциации искусствоведов (АИС), действительный член Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина, лауреат многочисленных международных, всероссийских выставок. Награжден Почетной грамотой Правительства Санкт-Петербурга за большие достижения в области изобразительного искусства и воспитания творческой молодежи (2011 г.), Орденом Гордость державы Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина (2004 г.).

Работы Саида Бицираева находятся в Русском музее, Всероссийском государственном музее А.С. Пушкина, Мемориальном комплексе Славы имени А.А.  Кадырова, Национальном музее ЧР, Галерее Русского искусства в г. Пекине, в частных коллекциях в России и за рубежом.

В экспозиции выставки представлено более сорока живописных и графических работ автора, это портреты, пейзажи и тематические полотна. Представленная в Северокавказском филиале Государственного музея Востока экспозиция дополнена произведениями декоративно-прикладного искусства из собрания Национального музея Чеченской Республики: скульптурными работами А.М. Абдурашидова, С.Б Хитиева и З.Н. Усманова и декоративными панно  Н.С.-А. Усманова.

Выставка продлиться до 1 октября.

«Территория – 64» НОВЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ СЕРГЕЯ ФИЛАТОВА.

29 июля в Северокавказском филиале Государственного музея Востока открылась персональная выставка майкопского художника Сергея Филатова «Территория – 64». В торжественной церемонии открытия приняли участие: министр культуры Республики Адыгея Юрий Аутлев, директор Картинной галереи Республики Адыгея Абдулах Берсиров, председатель Адыгейского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Елена Абакумова, народный художник России Теучеж Кат.

Выставочный проект представляет жизненное пространство человека как подобие шахматной доски из 64 чередующихся светлых и темных клеток. Выводя фигуры-символы с игрового поля в стихию жизни, художник пытается постичь философские взаимосвязи природы человека и игры, мужчины и женщины, чёрного и белого, войны и мира, жизни и смерти, прошлого и будущего. Выражение «жизнь как игра в шахматы» здесь обретает еще один смысл: шахматные баталии разыгрываются в выставочном пространстве, словно на театральных подмостках. Каждая из работ — это окно в другую вселенную со своим временем, своими особыми законами и собственной загадкой бытия.

В проекте «Территория - 64» Сергей Филатов предстает перед зрителями как концептуальный художник с элементами постмодернизма, поскольку он обращается к  различным стилям и цитатам из старых мастеров. Художник использует такие художественные приемы как аллегорию, метафору и замещение. В некоторых работах он превращает свои прототипы в иронические утверждения, которые не означают пародию или насмешку, а скорее,вызывают дискомфорт, и являются предупреждением против самоуспокоенности. 

Сергей Викторович Филатов родился в 1955 году в поселке Сокол Сахалинской области, в 1956 году его семья переезжаетв г. Майкоп. В 1982 году окончил Ростовское художественное училище им. Грекова М.Б., в 2014 году –Институт искусств Адыгейского государственного университета. С 1997 года член Союза художников Российской Федерации. Картины художника экспонируются на городских, республиканских, зональных и всероссийских выставках. Его произведения находятся в Картинной галерее Республики Адыгея, в Национальном музее Республики Адыгея, а также в частных собраниях России и за рубежом.

Выставка продлится до 23августа.

 

«Священный котел нартов». Выставка одного экспоната.

3 июля в Северокавказском филиале Государственного музея Востока состоялась торжественная церемония открытия выставки «Священный котел нартов». Выставка посвящена одному из самых больших скифских котлов, обнаруженного Кавказской археологической экспедицией Государственного музея искусства народов Востока в ауле Уляп в 1982 году.

В торжественной  церемонии открытия приняли участие: бывший Глава Республики Адыгея,  Государственный советник Республики Адыгея  Аслан Китович Тхакушинов, министр культуры Республики Адыгея Юрий Шумафович Аутлев, ректор Адыгейского государственного университета Дауд Казбекович Мамий, народный художник Республики АдыгеяАся Аслановна Еутых, Председатель Союза художников Республики Адыгея, заслуженный деятель искусств Адыгеи Елена Викторовна Абакумова, председатель Совета старейшин аула Уляп Аслан Юсуфович Тлинов,  научный сотрудник отдела археологии Национального музея РА Аслан Ахмедович Тов, председатель Общественного движения «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент» Рамазан Мугдинович Тлемешок, заслуженный работник культуры Кубани,  основатель Мезмайской детской школы искусств народного декоративно-прикладного творчества и традиционных ремесел Кубани Михаил Иванович Скворцов.

Бронзовый котел происходит из археологических раскопок А.М. Лескова 10-го Ульского кургана. Он был обнаружен на глубине 4,61 м на ритуальной площадке. Устье котла закрывала просмоленная шерстяная ткань, окрашенная в красный цвет. Внутри котла были найдены обломки деревянной крышки, фрагменты плетеной корзины и кости быка.

Вот как описал предназначение котлов греческий историк V в. до н. э. Геродот: «Для варки мяса скифы придумали вот что. Ободрав шкуру жертвенного животного, они очищают кости от мяса и затем бросают в котлы местного изделия… Котлы эти очень похожи на лесбосские сосуды для смешения вина, но только гораздо больше. Заложив мясо в котлы, поджигают кости жертв и на них производят варку… Кости отлично горят… Таким образом, бык сам себя варит, как и другие жертвенные животные. Когда мясо сварится, то приносящий жертву посвящает божеству часть мяса и внутренностей и бросает их перед собой на землю. В жертву приносят также и других домашних животных, в особенности же коней» (Геродот, IV, § 61). Как видно из повествования Геродота, для скифов характерным было коллективное приготовление большого количества вареной пищи. Для этого скифы использовали большие (высотой до 1 метра) круглые бронзовые котлы на одной (втульчатой) ножке.

Небольшая толщина стенки, конфигурация, художественные украшения – все это делало котел сложным для литья. Между тем, скифы пошли на еще большее усложнение – они отливали корпус заодно с ножкой. Такую непростую технику изготовления котла могли себе позволить лишь мастера, владеющие самыми высокими приемами литья.

Широкое бытование в древности крупных котлов нашло отражение и в героическом эпосе «Нарты». В предании «Котел нартов» повествуется о том, что нарты все вместе питались из одного общего котла, вкопанного между горами. Котел этот был огромным, в него вмещалась вода из семи горных озер. «От тяжести котел вошел в землю, и его закрыла зелень цветущей земли. Из расщелин земли брызги горячей воды выбрасывает наружу котел нартов. Люди бережно обложили камнями эти места и называют их целебными источниками».

В древности котлы-чаши часто использовались в ритуальных целях и наделялись магическими свойствами. Неслучайно ульский котел был оставлен на ритуальной площадке второй половины VI – первой половиной V вв. до н. э.

После извлечения из земли ульский котел 37 лет находился в столице России,  в Государственном музее Востока, и теперь, пропутешествовав 1 400 км, возвратился на свою родину – в Адыгею. В дальнейшем экспонат займет свое место в постоянной экспозиции музея «От ремесла к искусству».

Олег Вуколов. Выставка в Северокавказском филиале Государственного музея Востока

26 июня состоялся вернисаж выставки одного из ярких представителей поколения художников – "семидесятников", Народного художника Российской Федерации, действительного члена Российской Академии художеств Олега Александровича Вуколова. В торжественной церемонии открытия приняли участие министр культуры Республики Адыгея Юрий Аутлев, директор Картинной галереи Республики Адыгея Абдуллах Берсиров, директор Северокавказского филиала Государственного музея Востока Нафисет Кушу и др.

В экспозиции представлено более 50 живописных и графических произведений последних десятилетий, где основными персонажами картин являются подушки. У Олега Вуколова они становятся пластической единицей, частью его художественного пространства. Именно в них, по мнению художника, проходит вся жизнь человека: от детских снов до ностальгических воспоминаний…

Такую живопись в стенах Северокавказского филиала Государственного музея Востока увидишь не часто. Уж очень она отличается от традиционного искусства. Даже ранние работы Олега Вуколова не были похожи на то, что делали коллеги. Художника волновали поиски собственного языка. Его независимая позиция, суровый стиль, в котором он писал картины в 60-е годы, привел к тому, что Вуколова обвинили в диссидентстве и выслали из Ленинграда. Но он продолжил экспериментировать. Однажды Олег  Вуколов увидел выброшенные на улицу подушки, и они стали для него символом разрушенной гармонии.

Художник родился в 1933 году в г. Пятигорске  Ставропольского края, окончил в 1958 году Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде. В 80-ые годы к Олегу Вуколову пришла известность.  Его приглашали на выставки в Европу, а коллекционеры скупали работы. Живописец уехал во Францию и возглавил в Провансе Международный союз художников. Ему удалось внести что-то свое в европейское искусство. В картинах Вуколова геометрия и хаос, покой и тревога, движение и статика. Художник исследовал трехмерное пространство, и ему все больше хотелось вырваться в другое измерение. Так у него возникла тема полета, и на его картинах появились паруса. В творческой мастерской в Марселе художник создает цикл работ «Паруса», соединивший в себе поиски русского авангарда, его романтизм и интеллектуальный контекст. 

Картины Олега Вуколова часто принимали участие на российских и зарубежных выставочных проектах и европейских форумах современного искусства.   Произведения Олега Вуколова находятся в крупнейших музеях и галереях мира, таких как  Государственная Третьяковская галереяГосударственный Русский музей, Московский музей современного искусства, Музеи Людвига Аахена и Кёльна, Национальный музей Колумбии, Словацкая национальная галерея, Музей изобразительных искусств Будапешта, Национальный музей Варшавы, Музей современного искусства Пекина, а также в частных собраниях России и за рубежом.

НОЧЬ МУЗЕЕВ – 2019

18 мая в восьмой раз Северокавказский филиал Государственного музея Востока принял участие в общероссийской культурно-образовательной акции «Ночь музеев». Ежегодно «Ночь в музее» посвящают единой тематике, которая определяется на конкурсной основе через социальные сети. В этом году всего было предложено более 200 вариантов. Тема «Элементы» была выбрана неспроста. Дело в том, что в 2019 году 150 лет с создания таблицы Менделеева. «Элементами могут быть как экспонаты и пространство, так и люди, их создающие и организующие. Главное – что все вместе они составляют сам музей», – пояснила Катерина Салова, победительница конкурса, предложившая эту тему.

Сотрудники Северокавказского филиала Государственного музея Востока подготовили насыщенную культурную  программу и события для взрослых и детей, стараясь объединить в одном пространстве сразу несколько видов представлений: выставки, перфомансы, мастер-классы и экскурсии. Кроме постоянных экспозиций, зрителям в рамках «Ночи музеев» музей представил две временные выставки, посвященные элементам любви, юмора, успеха, красоты и силы: «Ковры-фантазии»,члена-корреспондента Российской академии художеств Нины Буденной и выставку-конкурс «Превосходный конь Бечкан»,приуроченную к 80-летию со дня рождения выдающегося адыгского поэта, писателя, драматурга, прозаика, публициста и видного общественного деятеля Нальбия Куёка.

Вечерняя программа для гостей началась с авторских экскурсий по временным экспозициям: «Ковры фантазии» и «Превосходный конь Бечкан». Позже состоялось торжественное открытие «Ночи музеев» с участием танцевальной студии «Пластилин»; артистов-вокалистов  Нуриет Хагуровой, Эльдара Хубиева и ведущего Бислана Нагоева.

В 19.00 состоялась торжественная церемония вручения наград победителям конкурса-выставки «Превосходный конь Бечкан», на которой было представлено 46 живописных, графических, скульптурных работ и произведений декоративно-прикладного искусства современных художников Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, а также Краснодара. Многие из конкурсантов – уже состоявшиеся мастера, удостоенные почетных званий и наград, обладающие широкой известностью в России и за рубежом.

Всестороннюю поддержку в продвижении проекта, организации и финансировании выставки-конкурса оказал Глава Республики Адыгея Мурат Каральбиевич Кумпилов.

Также финансовую поддержку оказали:

АдыгэХасэ – Черкесский парламент;

 Директор ООО «Минотавр» ЗаурЦеев;

 Директор ООО ПКФ «Монолит» Валерий Дзибов;

Генеральный директор пивзавода «Майкопский» Каплан Панеш.

Лауркан Куек – сын Нальбия Куека.

Награды вручали министр культуры Республики Адыгея Юрий Аутлев, заместитель председателя АдыгэХасэ – Черкесский парламент АлийБогус, представитель ООО «Минотавр» Виктория Макеева, Лауркан Куек.

Как было отмечено на вручении, творчество одного талантливого человека вдохновило на создание проекта, который объединил словесное и изобразительное искусство, где в основе такого тандема – национальная традиция адыгов. Это одновременно продвижение современной культуры Северного Кавказа, и в то же время – популяризации когда-то важной составляющей традиционного уклада жизни адыгов – коневодства, которое сегодня активно возрождается в республике, как и на всем Северном Кавказе.

Все это сделало выставку-конкурс одним из ярких событий в культурной жизни не только Адыгеи, но и Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.  

Победителями конкурса в номинации «Живопись. Скульптура» стали:

1 место присуждено Хахандукову Мухамеду Рамазановичу (Карачаево-Черкесская республика).

2 место присуждено Руслану Тхазаплижеву (Кабардино-Балкарская республика) и Руслану Тугузу (Республика Адыгея).

3 место присуждено Хасану Шеожеву (Республика Адыгея), Аслану Куанову (Республика Адыгея); Давиду Манакьяну (Республика Адыгея).

В номинации «Графика. Декоративно-прикладное искусство»:

1 место присуждено Бгажнокову Заурбеку Хачимовичу (Кабардино-Балкарская республика).

2 место присуждено Рамазану Хуажеву (Республика Адыгея).     

3 место присуждено Валерию Захохову и Наиле Галимовой (Кабардино-Балкарская республика); Руслану Мазлоеву (Кабардино-Балкарская республика); Берсирову Абдулаху Махмудовичу (Республика Адыгея); Ольге Бреславцевой (Республика Адыгея); Айдамиру Патокову (Республика Адыгея). 

Особый интерес зрителей вызвал необычный перформанс «Спектакль теней от фонаря», где каждый смог прикоснуться к загадке театра теней, и посмотреть спектакль о добре, дружбе и волшебстве. После сказочной истории дети смогли сами  пофантазировать и создать свою сказку счудесными превращениями и увлекательными приключениями.

Творческие партнеры музея из студии «Гранат» провели мастер- классы для детей и взрослых по гончарному искусству и живописи,  где каждый смог самостоятельно создать свой шедевр.В завершении программы выступила Ангелина Диденко, молодая талантливая исполнительница на гитаре, которую сотрудники музея заметили на Поэтическом вечере и пригласили поучаствовать в «Ночи музеев».

 

Мероприятия общероссийской культурно-образовательной акции  «Ночь музеев» в Северокавказском филиале Государственного музея Востока посетило более полутора тысячи человек, они привлеклибольшое количество людей разных возрастов и интересов, многие зрители  оставили свои восторженные отзывы в социальных сетях.

 

Превосходный конь Бечкан

В Северокавказском филиале Государственного музея Востока открылась межрегиональная выставка-конкурс «Превосходный конь Бечкан». Мероприятие организовано в рамках празднования 80-летия со дня рождения выдающегося адыгского поэта, драматурга, прозаика, публициста, видного общественного деятеля Нальбия Куёка.

В торжественной церемонии открытия приняли участие: Государственный советник Республики Адыгея Аслан Тхакушинов, министр культуры Республики Адыгея Юрий Аутлев, Председатель Совета народных депутатов МО «Город Майкоп» Азмет Джаримок, Председатель Общественного движения «Адыгэ хасэ - Черкесский парламент» Республики Адыгея Рамазан Тлемешок, директор Картинной галереи Республики Адыгея Абдуллах Берсиров, председатель Адыгейского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Елена Абакумова, директор «Кабардинского конного завода Аникеева» Сергей Аникеев и др.

Тема выставки-конкурса посвящена прославленной кабардинской породе лошадей «Бечкан», воспетой в повести Нальбия Куёка «Превосходный конь Бечкан». В экспозиции представлены 46 живописных, графических, скульптурных работ и произведений декоративно-прикладного искусства современных художников из Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.

Выставка задумана и как «литературный проект», в котором гармонично сочетаются картины художников и цитаты из повести Нальбия Куёка «Превосходный конь Бечкан». Вместе они образуют единое многомерное образно-эстетическое поле, в котором конь Бечкан раскрывает свой глубокий символический смысл, как часть природы, воплощение ее красоты, динамики, движения и внутренней гармонии, превращаясь в выразительную метафору времени. Вдохновленный темой выставки поэт и литературовед из Карачаево-Черкесии Зураб Бемурзов написал стихотворение на черкесском языке «Си адыгэш», которое организаторы выставки включили в проект.

Конкурс уже получил широкий резонанс в художественных кругах. Отобранные работы отличаются высоким уровнем профессионализма, самобытностью авторов, многообразием сюжетов. Многие из представленных мастеров удостоены почетных званий и наград, обладают широкой известностью в России и за рубежом, их творчество является значительным вкладом в отечественное изобразительное искусство.

От Кабардино-Балкарской республики в выставке-конкурсе «Превосходный конь Бечкан» приняли участие – Заурбек Бгажноков, Анатолий Жилов, Валерий Захохов, Руслан Тхазаплижев, Идар Бгажноков, Руслан Мазлоев, Наиля Галимова. От Карачаево-Черкесии - Мухамед Хахандуков; от Республики Адыгеи - Абдулах Берсиров, Аслан Куанов, Рамазан Хуажев, Елена Абакумова, Ольга Бреславцева, Давид Манакьян, Сусанна Макерова, Лидия Синявская, Хасан Шеожев, Павел Мартыненко, Анна Пасхалиди, Алла Кузьменко, Айдамир Патоков, Руслан Хагуров, Мазаго Тешева, Каплан Шаов, Сергей Ловченко, Сулиет Хурум.

 

Нальбий Юнусович Куёк (1938-2007) вписал одну из самых ярких страниц в историю северокавказской литературы и снискал заслуженную славу и уважение в адыгском мире. Его талантливое, многогранное литературное творчество составило целую эпоху в истории развития адыгского художественного слова. Его книги переведены на 17 языков мира.

Интерес к его произведениям обусловлен, с одной стороны, актуальностью затрагиваемых им проблем, и тем, что Нальбий Куёк через национальное стремился показать общечеловеческое.

С другой стороны, автор интересен как явление адыгской и мировой культуры. Всё его творчество опиралось на художественно-эстетический опыт адыгов, служивший неиссякаемым источником вдохновения, образов и мотивов, разнообразных художественных средств.

 

Выставка-конкурс «Превосходный конь Бечкан» организована Северокавказским филиалом Государственного музея Востока при поддержке Общественного движения «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент». В рамках выставки Общество всадников Республики Адыгея «Шыу Хасэ» презентовал коня по кличке Хан, победителя среди лошадей кабардинской породы на международной выставке «Иппосфера-2019», которая прошла в майские праздники в Санкт-Петербурге.

Результаты выставки-конкурса будут объявлены18 мая,на общеевропейской акции «Ночь музеев - 2019», на которой спонсоры проекта вручат денежные премии победителям.

 

Работа выставки продлится до 27 мая.

Ковры - фантазии Нины Буденной

В музее открылась выставка «Ковры-фантазии» члена-корреспондента Российской академии художеств Нины Буденной.В церемонии открытия приняли участие министр культуры Республики Адыгея Юрий Аутлев, директор Картинной галереи Республики Адыгея Абдуллах Берсиров, мастер адыгских народных инструментов Замудин Гучев, член-корреспондент РАХ, заслуженный работник культуры РФ, искусствовед Светлана Маслакова, автор Нина Буденная, учащиеся лицея № 34 и представители СМИ.

Дочь легендарного маршала, профессиональный журналист, автор многочисленных публикаций, книг Нина Буденная предстает на выставке в неожиданном качестве – художницы, создающей своеобразные декоративные картины-панно, выполненные в лоскутной технике. 

Ковроделием Нина Семеновна занялась несколько лет назад, совершенно неожиданно для себя. Она приобрела дом на Волге, недалеко от озера Селигер, в деревне Селище. Дом – типичная для центральной России бревенчатая изба-пятистенок с сенями, печкой, домоткаными половиками, банькой на заднем дворе. Хозяйка полюбила этот дом всем сердцем, стала подолгу жить там, наслаждаясь строгой, раздольной, величественной красотой этих заповедных мест. «В этом доме хорошо бы иметь ковер с русалкой», - однажды подумала она, хотела купить, но найти не смогла. «Я сделаю его сама», - решила Нина Семеновна. Это был первый ковер – «Русалочка», своего рода эксперимент, который превратился в захватывающее и сильное увлечение. В экспозиции представлено всего пятнадцать ковров Нины Будённой. Сама Нина Семёновна объяснила, почему работ не так много, как обычно бывает на выставках представителей Академии художеств: эти живописные ковры очень трудоемки в исполнении, и создание каждого из них требует много времени.

Ковры Нины Буденной – целиком плод ее художественного воображения. Их образный язык сложно интерпретировать однозначно: здесь можно усмотреть и традиции народного лубка, и наивного искусства. В придуманных сюжетах доминирует ироничная, подчас гротесковая пародия на различные житейские ситуации. К примеру, зять Петя изображен на охоте в обществе Тургенева и Некрасова, в другом случае (ковер «Завалинка») в компанию веселых деревенских певцов и музыкантов попал Мстислав Ростропович со своей виолончелью; прекрасная турчанка («Путешествие в Арзрум»), возлежащая на подушках и раскуривающая кальян, держит в руках книгу Марининой; Зевс в образе быка с восхищением наблюдает за пышной деревенской девушкой с косой. Целый мир образов и курьезов, парадоксальное сочетание фантазии и реальности, использование оригинальных авторских технических приемов делают работы Нины Буденной неординарным, глубоко индивидуальным явлением. Нельзя не заметить, с какой любовью и вниманием продумывает автор пространство своего произведения от общей композиции до мельчайших деталей. 

Работы Нины Буденной экспонировались в Московском музее современного искусства, залах Российской академии художеств. Зритель, пришедший на выставку, попадет в необыкновенно праздничную атмосферу, созданную фантазией и вкусом.

 

Успейте посетить выставку до 27 мая.