КРУГЛЫЙ СТОЛ «СОВРЕМЕННОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЧЕРКЕСОВ (АДЫГОВ): ПОИСКИ НАЦИОНАЛЬНОГО В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ»

06 июля в 11.00 ч. в режиме видеоконференции научная группа Северокавказского филиала Государственного музея Востока провела круглый стол на тему «Современное изобразительное искусство черкесов (адыгов): поиски национального в глобальном контексте». 

Это второй круглый стол в рамках проекта «Культурные диффузии черкесов Турции и России: искусствоведческий и социокультурный анализ», финансируемый Российским фондом фундаментальных исследований. Первый круглый стол прошел в апреле месяце на тему «Художественные стили и направления в изобразительном искусстве: региональный аспект» и вызвал огромный интерес исследователей Москвы, Краснодара, Адыгеи и Турции. С материалами первого круглого стола на сайте Северокавказского филиала Государственного музея Востока, ознакомились более пятисот человек.

Активное участие в работе последнего круглого стола приняли  ученые из Адыгейского государственного университета, Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева, научные сотрудники Северокавказского филиала Государственного музея Востока, Национального музея Республики Адыгея и независимые исследователи: кандидат исторических наук Н.Г. Ловпаче, кандидат педагогических наук Е.В. Абакумова, кандидат педагогических наук И.В. Митус, кандидат социологических наук Т.С. Позднякова, театровед, член Союза театральных деятелей С.С. Шхалахова, заместитель директора по учету и хранению Северокавказского филиала ГМВ Ж.Х. Куек, заместитель директора по развитию СКФ ГМВ Ф.Х. Сулейманова, старший научный сотрудник СКФГМВ  Л.А. Хуако, старший научный сотрудник отдела фондов Национального музея Н.З. Кидакоева, магистрант Института искусств АГУ У.В. Баркина, художники – Р.Д. Хуажев, Айтек Дугъ. 

Собравшиеся обсудили следующие вопросы: художественные доминанты в изобразительном искусстве черкесов (адыгов); идейно-художественное единство живописи черкесов Турции и России; коллективная и индивидуальная картина мира современных черкесских художников; музеи и их роль в популяризации искусства черкесских художников.

Круглый стол вела доктор искусствоведения, профессор Адыгейского Государственного Университета А.Н. Соколова, представив коллегам свой доклад «Социалистический реализм как этап развития художественной школы в Адыгее», который сразу вызвал интерес для обсуждения.

Ф.Х. Сулейманова затронула в своем выступлении тему воздействия географического пространства Северного Кавказа на формирование художественного образа в современном изобразительном искусстве адыгских художников России и Турции, а И.В. Митус обратилась к теме природы Кавказа в произведениях адыгских художников как объекта нравственных переживаний человека и средства раскрытия его внутреннего мира.

Куек Ж.Х. отметила роль музеев в популяризации творчества черкесских художников России и Турции, рассмотрев их на примере музеев и выставочных залов Северного Кавказа, Музея современного искусства в Стамбуле и Государственного музея искусства и скульптуры в Анкаре.

Хуако Л.А. остановилась на художественных доминантах в изобразительном искусстве черкесов (адыгов), обратив пристальное внимание на то, что важнейшей особенностью творческих поисков в графике, в живописи и в декоративно-прикладном искусстве адыгских художников 70-80 гг. ХХ в. стало обращение к народному фольклору в самых различных формах его проявления.

К вопросу о существовании понятия «национальная живопись» выступил Н.Г. Ловпаче, корни которой он предлагает искать в декоративно-прикладном искусстве адыгов. По наблюдениям искусствоведа, у адыгов наиболее популярный колорит формировался из трехцветки. Поэтому, считает ученый, у всех художников-адыгов в живописи интуитивно проявляется стремление к декоративной трехцветке.

Е.В. Абакумова в своем докладе охарактеризовала основные символы и семантику, характерные для адыгского декоративно-прикладного искусства и их значение для развития современного искусства.Татьяна Позднякова обратилась к жанру натюрморта в произведениях адыгских художников.

Никого не оставил равнодушным доклад С.С. Шхалаховой, посвященному творчеству выдающегося турецкого художника черкесского происхождения Хусейна Авни Лифижа (1886-1927). Он с гордостью носил адыгскую фамилию и помнил о своем происхождении. Когда ему было 18 лет на его талант обратил внимание директор академии художеств Осман Хамди-бей. Живописные рисунки Хусейна Авни Лифижа оценил и последний халиф династии Османов Абдул-Меджид, и вскоре начинающий живописец был послан для обучения во Францию. Художник стал одной из важных фигур в турецком художественном мире и за свою короткую жизнь создал десятки ярких работ.

Н.З. Кидакоева представила произведения художников-адыгов Адыгеи и Турции в фонде Национального музея Республики Адыгея.

Суждения научных деятелей и искусствоведов по проблемам современного изобразительного искусства адыгов обсуждали и студенты АГУ. В частности магистр Института Искусств АГУ У.В. Баркина выступила с интересным сообщением об одном из самых незаслуженно забытых художников Адыгеи – Нурбие Дидичеве, который внес свой значительный вклад в создание коллективной и индивидуальной картины мира современных черкесских художников.