Лекция Соколовой о Черкешенках

19 февраля 2020 года в Северокавказском филиале Государственного музея Востока прошла лекция «Образ черкешенки в европейской художественной культуре XIX века». Перед аудиторией выступила доктор искусствоведения, профессор Института искусств АГУ, старший научный сотрудник Северокавказского филиала ГМВ Алла Николаевна Соколова.

В своей лекции А.Н. Соколова рассказала о потрясающем обаянии девушек и женщин черкесов, которое было описано десятками иностранных путешественников, шпионов, торговцев, военных и политических деятелей, коммерсантов, посещавших Кавказ на протяжении нескольких веков.Поскольку никаких фотоаппаратов ещё не было, они нередко сохраняли свои донесения и впечатления в виде акварельных или карандашных рисунков и гравюр.

Видные общественные, литературные и политические деятели писали о красоте, обаянии, грациозности черкешенок, утверждали, что они не имеют конкуренток, потому что сохранили свою чистоту и целомудренность в горных селениях, вдали от цивилизации. Черкешенок старались заполучить в свои гаремы османские султаны. Есть свидетельства того, что черкешенки были и в египетских гаремах, где описывались, как лучшие матеря, и что от них рождались самые здоровые и физически развитые дети, так как улучшали генофонд нации.

Военный деятель и мемуарист Петер (Питер) Генри Брус (Брюс) в начале XVIIIвека писал, что черкешенки на иноземцев производят потрясающее впечатление не столько внешней красотой, сколько умом и умением держать непринужденный разговор, что делает их желанными практически с первых минут общения. Так, в Персии практически каждый знатный человек считал за честь взять в жены черкешенку. А великий теоретик русской театральной школы Василий Немирович-Данченко подтверждал, что «капля крови черкешенки способна очистить целое поколение». Кроме того, воспевание красоты и белотелости черкешенок поспособствовало тому, что в Европе стали появляться целые серии косметических средств под брендом черкешенок, которые с успехом продавались.

На лекции были продемонстрированы работы следующих художников:Уильяма Симпсона, Дж. А. Лонгворта, Дитриха Христофа фон Роммеля, Джулио Феррарио, Иоганна Фридриха Блуменбаха, Жана Леона Жерома, Фредерика Артура Бриджмена... Вот те немногие вопросы, которые были затронуты на невероятно интересной лекции «Образ черкешенки в европейской художественной культуре XIX века».