«РОМАНТИК ПО СКЛАДУ УМА…». ВЕЧЕР ПАМЯТИ К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АСЛАНА КУШУ

9 декабря в 12.00. в Национальной библиотеке Республики Адыгея состоялось памятное мероприятие, посвященное 75-летию со дня рождения Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, кандидата искусствоведения, члена Союза художников Российской Федерации Аслана Гиссовича Кушу.

Аслан Кушу родился 17 ноября 1945 года в ауле Вочепший Теучежского района Адыгейской автономной области. В 1969 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. С тех пор вся жизнь, талант и энергия Аслана Гиссовича неразрывно связаны с развитием и популяризацией профессионального изобразительного искусства Северного Кавказа.

Он был преподавателем адыгейской национальной театральной студии в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино, Адыгейского государственного пединститута, художественно-графического отделения Адыгейского педагогического училища, работал директором республиканского Выставочного зала, председателем правления Союза художников Адыгеи. В 1985 году возглавил Северокавказский филиал Государственного музея искусства народов Востока, был его первым директором. Именно здесь проявились организаторские способности и профессиональный талант Аслана Гиссовича, за что он получил признание далеко за пределами республики. Романтик по складу своего характера, он за очень короткий срок проделал огромную работу, создав на Северном Кавказе фактически новый художественный музей.

А.Г. Кушу как ученый и искусствовед, опубликовал более 100 актуальных книг и научных статей по проблемам искусства Адыгеи и Северного Кавказа, которые представлены в различных изданиях на русском и адыгейском языках.

Особое внимание он уделял изучению и популяризации адыгской графики 70-80-х годов, так как этот период является наиболее цельным и ярким культурным феноменом с которого началась история современного профессионального изобразительного искусства Адыгеи. Духовным лидером художников Адыгеи того времени стал Аслан Кушу. Его принципиальность в оценках, строгие подходы к искусству, высокий профессионализм и умение неангажированно выступать по любому вопросу всегда были и остаются мерилом для всех, кто пишет сегодня об искусстве Адыгеи.

Лучшие из графических работ того времени вошли в стартовую для Союза художников Адыгеи выставку в Государственном Русском музее в 1980 году. В представленных на выставке произведениях были отражены не только события советского времени. В образах, символах и сюжетах художники стремились запечатлеть исторически сложившийся менталитет и мировоззрение адыгского народа, образ жизни и традиции. Особенно ярко национальные особенности проявились через стилизацию и обращение к образам народного поэтического фольклора и эпоса нартов.

После смерти Аслана Кушу в 1997 году, дело его жизни продолжила супруга – Нафисет Кушу, которая добровольно оставив пост главного архитектора г. Майкопа, в трудный момент взяла на себя непростую работу по руководству Северокавказским филиалом ГМВ.

В рамках мероприятия Национальной библиотекой Республики Адыгея была организована книжная экспозиция, на которой были представлены научные и публицистические статьи, каталоги и буклеты выставок, книги для детей о художниках, написанные А.Г.  Кушу, а также газетные статьи о становлении и развитии Северо-Кавказского филиала Государственного музея искусств народов Востока, так как этот год юбилейный и для музея. В этом году Северокавказскому филиалу Государственного музея Востока исполнилось 35 лет.

На мероприятие были приглашены: представители Министерства культуры Республики Адыгея, Союза художников Республики Адыгея, директора и сотрудники ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга, творческая интеллигенция и общественные деятели города, преподаватели и студенты высших и средних учебных заведений, сотрудники библиотеки, СМИ. Мероприятие было проведено в режиме офлайн и онлайн.

В онлайн режиме выступили: Генеральный директор Государственного музея искусства народов Востока, доктор исторических наук Седов Александр Всеволодович; директор Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения Гусев Владимир Александрович; искусствовед, куратор, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея,  Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Боровский Александр Давидович;  зам. зав. отделом археологии Восточной Европы и Сибири Пиотровский Юрий Юрьевич.

В режиме офлайн приняли участие: Министр культуры Республики Адыгея Аутлев Юрий Шумафович; директор Северокавказского филиала Государственного музея Востока, почетный член Российской академии художеств Кушу Нафисет Зачериевна; директор Картинной галереи Республики Адыгея, Заслуженный художник Республики Адыгея и Карачаево-Черкесии, Заслуженный работник Российской Федерации Берсиров Абдулах Махмудович; председатель Адыгейского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Абакумова Елена Викторовна; заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Адыгея, председатель Союза театральных деятелей Заурбий Хатутович Зехов; заведующий кафедрой истории и культуры адыгов, профессор, доктор филологических наук Унарокова Раиса Батмирзовна; отличник народного просвещения РФ, Заслуженный учитель РА, выпускник школы – интерната 1964 года, одноклассник Аслана Кушу Шаов Каплан Биболетович; заместитель директора по развитию Северокавказского филиала Государственного музея Востока, Заслуженный работник культуры Республики Адыгея Сулейманова Фатима Хазерталиевна; Заслуженный артист Республики Адыгея, член Адыгейского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Манакьян Давид Александрович. Вела мероприятие  Шхалахова Светлана Сафарбиевна, театровед, заслуженный работник культуры Республики Адыгея, член Союза театральных деятелей РФ.

Аутлев Юрий Шумафович поприветствовал всех и отметил важность данного мероприятия не только для присутствующих, но и для Республики Адыгея в целом. Несмотря на отсутствие близкого знакомства с Асланом Кушу, Юрий Шумафович отметил, что слышал о нем, как об интеллигентном и умном человеке с прекрасным образованием. Вспомнил, что именно при Аслане Гиссовиче образовался Северокавказский филиал Государственного музея Востока, который стал жемчужиной северокавказского  региона.

Шхалахова Светлана Сафарбиевна подметила, что, создавая мероприятие, организаторы хотели, что бы об Аслане Кушу, первом искусствоведе с фундаментальным образованием Ленинградской Академии художеств, внесшего неоценимый вклад в развитие культуры всего Юга России, рассказали люди, знавшие его, работавшие с ним, учившиеся у него. Подчеркнула, что он вырастил много художников, для которых не было различий, кроме одного – профессионализма.

Гусев Владимир Александрович вспомнил, как учился с Асланом Гиссовичем в Ленинградской академии, о его принципиальности, неангажированности, романтичности, и, в то же время, серьезности. Он оставил после себя очень яркий след не только  в культуре и в искусстве Северного Кавказа, но и России. Вспомнил, о том, что первая выставка адыгских графиков в Русском музее состоялась благодаря Аслану Кушу и произвела настоящий фурор в северной столице.

Боровский Александр Давидович, тоже с гордостью говорил о своей дружбе с Асланом Гиссовичем, подчеркнул, что Адыгея для него была жизнью, что он прекрасно знал и преподавал ее культуру, стоял у истоков возникновения Северокавказского филиала Государственного музея Востока.

Седов Александр Всеволодович посетовал, что стал посещать Майкоп уже после смерти Аслана Гиссовича, но от знакомых и Нафисет Зачериевны знает, что он был выдающимся человеком и искусствоведом, а Филиал Государственного музея Востока - его детище, превратилось в крупный музейный центр регионального значения. Также сказал слова благодарности Нафисет Зачериевне за «подхваченное знамя», продолжение его работы.

Пиотровский Юрий Юрьевич признался, что Аслан Гиссович для него – особый человек. Их поколение, как правило, называют послевоенным, и отличается общественной активностью. Вспомнил, как познакомились с Асланом Гиссовичем в середине 1980-х годов, когда тот был первым директором Выставочного зала. Они сразу почувствовали некую единую общность друг к другу. Пиотровский Юрий сказал слова благодарности за то, что имя его друга до сих пор у всех на слуху. Ведь когда речь идет о человечности, о простоте, важно быть самим собой, что включает в себя человечность и простоту.

Абакумова Елена Викторовна сказала, что в жизни каждого встречается человек, оказывающий значительное влияние на его дальнейшую жизнь, для нее таким человеком был Аслан Гиссович, поскольку, не смотря на все споры о художественном образовании в Республике Адыгея, он приложил к этому значительные усилия. Как преподаватель, он производил впечатление талантливого, умного, образованного человека и отличался от других педагогов своей интеллигентностью и этим обращал на себя внимание. Он заставлял студентов думать; считал важным повышение мастерства и квалификации учителей. Обозначив достаточно много позиций для работы в своей жизни, к сожалению, не все успел реализовать в полной мере. И очень важно, когда один человек что-то начинает – другой это дело подхватывает и продолжает, как Нафисет Зачериевна. Это значит, что было положено благоприятное зерно, которое было в духе времени.  

Берсиров Абдулах Махмудович  отметил, что Аслан Кушу – это бесконечная тема и вспомнил, что дружил с ним с еще с учебы в Ленинградской Академии художеств. По жизни он был серьезным человеком,  занимался проблемами древней культуры и современными веяниями в искусстве, имел множество проектов. Вопросы, которые он поднимал – актуальны до сих пор. Являясь человеком с широким кругом интересов, мог на любом поприще оставить свой след, стремился быть во главе и на острие, добиваться успехов.

Зехов Заур Хатутович начал с анекдота, который, по его мнению, максимально точно показал интеллигентность, сдержанность и собранность в эмоциях Аслана Гиссовича. Затем вспомнил несколько эпизодов юности, и о проходивших занятиях, на которые Аслан Кушу показал себя человеком невероятно грамотным и образованным в разных направлениях. Он мог разложить анатомию искусства так, как это может сделать только очень грамотный искусствовед. Посетовал на расточительность адыгского народа, которая выражается в скупости на доброе слово. С человеком, особенно таким, как Аслан Гиссович, надо становиться рядом, поддерживать и даже, в каком-то смысле, беречь его. Вспомнил, что Аслан Гиссович никогда не смеялся в голос, у него была особенная полуулыбка, смотря на которую, не понимаешь, радуется ли он или иронично относится к происходящему, так как все эмоции хранил внутри себя.

Унарокова Раиса Батмирзовна вспомнила о сомнениях Аслана Гиссовича читать ли на радио сказки на адыгском языке и готовы ли к этому сами адыги. Подчеркнула прекрасные знания адыгского языка и культуры, в исследованиях которых он шел не от целого к частному,  а от честного к целому. А также выразила предложение об издании еще одного сборника его изданий.

Манакьян Давид Александрович выразил радость, что на жизненном пути его отца и дяди встретился такой человек, как Аслан Кушу, видевший ценность в их работах; вспомнил о коротких творческих встречах в мастерских отца, где ему, еще тогда студенту, была сказана одна очень важная фраза: «Запомни, главное в живописи – это тон». Этому «наставлению» Давид следует часто.

Шаов Каплан Биболетович поблагодарил всех за столько теплых слов в адрес его друга и одноклассника, а также подметил, что в школе-интернате, где они учились, были созданы идеальные условия, чтобы расти, познавать, изучать и заниматься искусством. Упомянул о поступлении Аслана Гиссовича в Ленинградскую академию художеств, испытывая гордость и радость за него - подарил мольберт. Отметил серьезное отношение Аслана Гиссовича к любой работе и делу. Подчеркнул, что другу нравилось, когда студент самовыражается, а не стандартно что-то копирует. Сказал, что Аслан Гиссович, много времени проводил в художественных мастерских, был прямолинейным и принципиальным. Он был не только романтиком, но и реалистом, провидцем, философом, и крайне целеустремленным человеком. Несмотря на все препятствия – поступил в художественную академию. Ему можно было верить и доверять. Хоть он и не любил, когда его хвалят, но сам был щедр на похвалу к другим.

Сулейманова Фатима Хазерталиевна сказала, что говорить об Аслане Гиссовиче - это счастье. Вспомнила, как каждый его день начинался с посещения мастерских художников, а также о том, как он готовил первую музейную выставку «Современное искусство Северного Кавказа», как сам ездил по всему Северному Кавказу, обходил мастерские и выбирал работы для экспозиции, разговаривал с художниками. К сожалению, эта выставка стала первым и последним его проектом в Северокавказском филиале Государственного музея Востока. Также она вспомнила одно интервью, в котором журналист спросил у Аслана Гиссовича, что бы он пожелал своим детям, на что он ответил, что хотел бы пожелать им быть свободными. Это он сказал о той свободе, которую сам ощущал и чувствовал, и  ценил в других людях.

Кушу Нафисет Зачериевна отметила, что такие люди, как ее муж, служат ориентирами следования по жизни, а также, являясь не человеком слова, а человеком поступка, был образцом настоящего мужчины. То малое, что она могла сделать в память о нем – закончить дело всей его жизни – открыть музей. Он не был человеком, который мог бы поступиться своими принципами ради должности или денег, действуя в соответствии со своей совестью. Он был бесконечно предан своей профессии и работе. В конце своего выступления Нафисет Зачериевна поблагодарила всех за искренность всего сказанного.