ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «ДЕТИ В ИСКУССТВЕ» ПРОЕКТ ПОСВЯЩЕН МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

Представляем вашему вниманию виртуальный проект «Дети в искусстве», в котором мы познакомим вас с произведениями современных российских художников из собрания Северокавказского филиала Государственного музея Востока.

Выставка посвящена детству как особенному состоянию, которое во многом определяет путь взрослого человека. На ней представлены портреты, пейзажи и жанровые картины. Их объединяет тема детства — мира первых впечатлений, чувств и переживаний, наполненных особой концентрацией нравственных переживаний, когда хрупкость, незащищенность внешнего образа сплавляется с чистотой душевного мира, устремлённостью к идеалу.

Мы все родом из детства. Эта тема, безусловно, нам близка и знакома. Открывают нашу выставку работы А.А. Яковлева «Воспоминание из детства», Н.А. Дидичева «Купание коней», А.М Берсирова «Гроза надвигается». Они отличаются поразительной искренностью и профессионализмом, заполняют пространство теплом и добротой.

В портрете девочки, сидящей на берегу Волги, художницы из Костромы Любови Белых, мы видим огромное мастерство художественного исполнения, красоту внутреннего мира ребенка, выразительность образа, трогающего душу. "Послевкусие" от этой работы изумительное, такое ощущение, что свет, которым наполнены полотна, пробуждает в душе что-то очень важное, доброе и нежное…

«Я стремилась запечатлеть счастливые мгновения жизни, в надежде, что они потревожат сердца зрителей, может быть, унесут на минуту в свое детство и доставят радость», - говорит о своей работе художница.

Более лаконично и обобщенно это настроение передано в портретах детей, выполненных Ольгой Давыдовой, Юрием Кириченко и Александром Манакьяном, но от этого они не лишены поэзии и ностальгии.

Совсем иное настроение в философской работе майкопского художника Феликса Петуваша «Созерцающий вершину» из серии «Жизнь». На фоне загадочного темного неба сквозь белую пелену облаков торжественно высится снежная горная вершина, выполненная удивительно светоносными и легкими штрихами. Она противопоставлена абсолютному покою тяжелых каменных глыб, между которыми почти затерялась фигурка ребенка. Над ребенком угрожающе высятся сухие цветы-великаны, ему тревожно, он прислонил голову к камню, словно ища защиты. Недалеко от мальчика за его спиной в правом углу листа расположен каменный памятник. Художник воплощает в этой работе традиционные представления адыгов о главных законах бытия, о единстве и конечной гармонии мироздания.

В эстетике соцреализма на протяжении большей части ХХ века детские образы использовались преимущественно как иллюстрации концепта «Счастливого детства в советской стране», а также таких его частных аспектов, как, например, дружба народов в СССР. В этой стилистике выполнены графические серии М.Г. Тугуза «Детские игры», Т.М. Ката «Мой аул», А.Н. Шарыпова «День рождение горца», Б.Г. Дзиова «День ребенка», А.М. Куанова «Внучата».

В работе О.Л. Бреславцевой «Дети Украины» ребенок изображен в его политическом измерении, он обретает черты личности. На передний план выходят такие детские качества, как слабость, незащищенность, бесправие.

Как мы видим, современные художники умеют показать не просто пленительные детские образы, но и предоставить зрителю всю подоплеку: и времена, и нравы.

ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!