Выставка Евгения Цея «Из каталога человеческих страстей и эмоций»

В музее открылась выставка художника-авангардиста  Евгения Цея «Из каталога человеческих страстей и эмоций» из собрания Северокавказского филиала Государственного музея Востока. В экспозиции 100 графических произведений художника, написанных автором в 1973 году.

Эти пожелтевшие от времени листы с рисунками, выполненные гуашью, цветным карандашом, шариковой ручкой в экспрессионистической манере, характеризуются стремлением к обострённой образности через деформацию и стилизацию форм, динамику и передачу напряженности человеческих эмоций.

Здесь доминирует спонтанное чувство, а не натурализм. В биоморфных массах, словно попавших в наш мир из других измерений угадываются человеческие силуэты, появляются изображения фрагментов фигур, масок, лестниц, песочных часов, но они настолько преобразованы, что эмоции, которые воздействуют на зрителя, становятся важнее самого предмета. 

Евгений Цей родился в 1924 году в ауле Шенджий в семье адыга Сулеймана Цея и казачки Анастасии Поповой. Его детство прошло в Сибири, школьные годы – в Краснодаре.  Восемнадцатилетним он ушел на фронт, воевал в частях НКВД на Северном Кавказе и в Литве. Был тяжело ранен. После демобилизации в 1949 году  вернулся на родину.  В 1952 году поступил в Краснодарское художественное училище, затем работал в краснодарских театральных мастерских художником по костюмам, занимался оформительской работой в различных организациях Краснодара.

Еще в начале 1970-х годов под влиянием своих коллег-фронтовиков Э. Неизвестного, В. Жуковского и других художников, Евгений Сулейманович начал осваивать западноевропейский модернизм.

Единственная выставка при жизни Евгения Цея была проведена искусствоведом-преподавателем  Ингой Май в Краснодарском художественном училищев 1972 году. Работы цикла «Сатирические сюжеты» не разрешила вывесить администрация. Так они и простояли три дня вдоль стен кабинета искусств. Отсутствие мастерской, материалов для творчества, непризнание на официальном уровне и, как следствие, невозможность выставляться и вступить в члены Союза художников - вот цена за свободу художественного творчества.

В 1977 году Цей собрал вокруг себя тех, кто хотел говорить и писать иначе. В их числе молодые художники: Сергей Воржев, Виталий Коробейников, Михаил Скворцов, Виталий Пугачев и Николай Черняк основали группу «Контакт», к которой позже примкнули ещё 20 авторов - от Александра Аполлонова и Алексея Паршкова до литераторов и театральных деятелей. В декларации «Контакта» из 14 пунктов было записано, что группа создана в рамках Конституции СССР и стремится  перестать «вариться в собственном соку» и найти «выход на своего зрителя».

В 1980-х годах ко всем страданиям Евгения Цея добавилась неизлечимая болезнь. Художник пишет в своем дневнике: «Душа горит работать, а силы ослаблены. Творить продолжаю, хотя еле ползаю... Никакие пытки ни на йоту не смогут сдвинуть меня с моего пути, который я избрал с самого начала и пройду его до конца без поражений. Так было, так есть и так будет, пока я жив». В 1982 году Евгения Цея не стало, но его творческое наследие осталось в семье и частично у его соратников, почитателей творчества.

Валерий, сын Евгения Сулеймановича Цея, подарил 2653 работы Северокавказскому филиалу Государственного музея Востока. 75 работ хранятся в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств. Шесть работ художника -  в Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко. Посмертно было организовано несколько персональных выставок Е. Цея – в 1991, 1994, 1996 и 2004 годах в Краснодаре, в 1991, 1994, 2006 годах в Майкопе.

 

В рамках вернисажа краснодарский искусствоведТатьяна Соколинская прочла лекцию «Русский авангард на Кубани», которую посетили студенты колледжа искусств им. У.Тхабисимова и жители города.

  

            Выставка продлится до 12 января

Возрастное ограничение 16+