Лекции
Лекторий Северокавказского филиала Государственного музея Востока приглашает Вас на специальные лекции, адресованные юной аудитории, где дети разного возраста смогут познакомиться с историей, традициями, художественной культурой и изобразительным искусством народов Северного Кавказа. Лекции проходят в зале музея с демонстрацией иллюстративного материала. Лекции читают научные сотрудники музея.
Лекторий работает по средам с 15.00 – 16.00 ч.
Волшебная флейта Ащэмэза
Сказания о нартах
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Маленькие гости музея услышат рассказ о героях древнего эпоса – величественных нартах, которые жили на самой высокой горе Кавказа – Эльбрусе. Нарты - суровые богатыри, они не страшились трудностей, были способны переносить любые лишения и невзгоды, шли на любые испытания, защищая честь человека, его свободу и счастье. Дети узнают, что слово “нарт” означает – “глаз дарящий”, то есть готовый оказать помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь. А также услышат рассказ о том, кто такой Ащэмэз, и почему у его флейты два разноцветных конца.
Черкесы: воины и мастера
Для детей младшего и среднего школьного возраста

Всадник-черкес.
1810-е.
Маленькие гости музея услышат рассказ о героях древнего эпоса – величественных нартах, которые жили на самой высокой горе Кавказа – Эльбрусе. Нарты - суровые богатыри, они не страшились трудностей, были способны переносить любые лишения и невзгоды, шли на любые испытания, защищая честь человека, его свободу и счастье. Дети узнают, что слово “нарт” означает – “глаз дарящий”, то есть готовый оказать помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь. А также услышат рассказ о том, кто такой Ащэмэз, и почему у его флейты два разноцветных конца.
Тайны книжного знака
Об искусстве экслибриса
Для детей среднего школьного возраста

С массовым распространением интернета и электронных библиотек, такое понятие как «экслибрис» почти забыто. Что же такое экслибрис? Это - графическая миниатюра, которая говорит о принадлежности книги тому или иному владельцу. Первоначально экслибрисы выполняли функцию штампа библиотеки, позже они стали предметом высокого искусства и коллекционирования. На лекции вы узнаете об истории, видах и технике печатания художественного экслибриса. Вы услышите увлекательный рассказ о театральном художнике Александре Резюкине из г. Майкопа, который в 80-х годах прошлого столетия создал уникальные экслибрисы для своих друзей - актеров, художников и писателей, ставшими впоследствии одним из лучших образцов графического искусства Адыгеи.
Наследники русского авангарда на Кубани. Евгений Цей
Для детей среднего и старшего школьного возраста, студентов средних и высших заведений

Главным приоритетом русских авангардистов в пору становления и зрелости их искусства была свобода творчества. И может быть, даже не просто свобода, а сам процесс освобождения: от традиций академизма и натурализма, прививавшихся педагогикой XIX века, от психологизма, от сюжета и, наконец, от предметности.
Конец 80-х и начало 90-х годов ознаменованы на Кубани «взрывом» интереса к авангардному искусству, как художников, искусствоведов, так и публики. Одним из первых наследников великого Русского авангарда на Кубани стал художник Евгений Цей. Он смог объединить вокруг себя группу кубанских художников-авангардистов. Коллективные выставки творческих объединений кубанских художников «Белый дракон», «Фасад» и др. вызвали горячий интерес любителей искусства и заставили говорить московскую критику о «новой южной волне».
Сокровища Псенафы
Новые открытия археологов в Республике Адыгея
Для детей среднего и старшего школьного возраста, студентов средних и высших заведений

Что было сокрыто под толщей земли близ города Майкопа? На лекции вы узнаете о сокровищах Псенафы — археологического комплекса меотской культуры III—I веков до н. э. Уникальные ювелирные изделия из золота, серебра, полудрагоценных камней и других материалов расскажут о быте и древнем искусстве меотов - предков адыгов. Вы увидите предметы, привезенные из Египта и Греции, посмотрите, как местные мастера освоили зарубежную технику изготовления сосудов и привнесли свой местный колорит.