Виртуальная выставка одного экспоната

Хаджумар Сабанов. Чаша для пива(кахц)

Автор: Сабанов Хаджумар Тазеевич (1929-2016) 
Материал, техника: дерево, резьба

Место создания: г. Орджоникидзе

Год: 1988

Согласно нартскому эпосу, пиво даровано осетинам высшими силами, вот почему оно настолько популярно у северокавказских народов. В одном из сказаний упоминается, как во время охоты Нарт Урызмаг увидел птицу, которая клюнула из шишки зернышко хмеля, затем клюнула зернышко солода и начала кататься по земле. Урызмаг заинтересовался необычным поведением птицы, принес ее домой и поведал жене Шатане о своем наблюдении. Жена попросила принести ей эти зерна, затем сварила из них вкусный хмельной напиток.

С тех пор осетины почитают этот дар богов и считают, что молитва, произнесенная над кружкой пива, обязательно подействует, и принесет молящемуся благодать и исполнение желаний. Пиво символизирует сок земли, дарящий жизненную энергию, силу, отвагу, изобилие.

Любое торжество у осетин начиналось с молитвы старшего к Богу. Перед ним на столе стояли три пирога, а в руках — чаша с пивом. Когда молитва заканчивалась, к старшему подходил самый младший и отрывал кусочек от верхнего пирога, стоящих на столе, и запивал его из рук старшего пивом. После этого чаша шла по кругу стола, и все участники застолья отпивали от неё несколько глотков, после чего она возвращалась опять к старшему, который допивал оставшееся пиво до конца.

Деревянная чаша для пива из собрания Северокавказского филиала Государственного музея Востока выполнена уникальным народным мастером Хаджумаром Сабановым. Чаша тонкостенная, корпус шаровидной формы, основание расположено на четырех ножках, соединенных между собой четырьмя горизонтальными перекладинами. Верхняя кромка имеет плавный контур, сходящийся к двум возвышениям над ручками. Ручки сложной зооморфной формы с изображением передней части туловища горного козла. Согнутые ноги животного образуют дополнительную ручку в форме замкнутого кольца (для одного пальца). От нее дугообразно отходит третья ручка, которая соединяется с одной из перекладин. От кромки по внешней поверхности корпуса проходит выпуклый горизонтальный поясок. Ручки с обеих сторон соединяет рельефно вырезанная цепь с рогообразным орнаментом по центру.

Автор, Сабанов Хаджумар Тазеевич, родился 4 апреля 1929 года в живописном высокогорном селении Нар Дигорского района Северной Осетии. С 1947 г. начинает работать с деревом, вырезать чаши для пива и другие традиционные предметы быта. В 1962 г. с семьей переезжает в село Камбилеевское. Хаджумар работает сначала столяром, затем токарем в сувенирном цехе. Его деревянная посуда и скульптура «Лошадь и волк» были впервые показаны в 1969 г. на республиканской выставке самодеятельного искусства. В последние годы жизни активно занимался живописью, выполненной в стиле «наивного искусства».

Произведения народного мастера выставлялись в Англии, ГДР, ФРГ, Чехословакии, Польше, Болгарии. Имеет звания заслуженного художника Северо-Осетинской АССР, а также народного художника Северной Осетии. Кроме того, в 2011 году его наградили медалью «Во славу Осетии».

Небольшая заметка урбаниста - І

Автор: Евгений Цей
Дата создания: 1977
Техника: холст, масло, коллаж

Евгений Цей (1924-1982) - культовая фигура для изобразительного искусства Кубани. Фронтовик, прошедший Великую Отечественную войну, он участвовал в первой московской выставке авангардистов и был своеобразной осью кубанского андеграунда 1960-1970-х. Единственную персональную выставку Евгения Цея при его жизни провела в 1972 году в Краснодарском художественном училище искусствовед Инга Дмитриевна Май. Работы цикла «Сатирические сюжеты» не разрешила вывесить администрация училища. Так они и простояли три дня вдоль стен кабинета искусств. Выставка эта, несмотря на кратковременность, вызвала небывалый интерес в среде художественной молодёжи.

Автор обладал способностью модифицировать художественные образы сквозь призму собственной эстетики. Об этом говорят оммажи на работы Гойи, Матисса и Пикассо. Краснодарский нонконформист перерабатывал известные сюжеты, привнося в них черты своей эпохи. Художественная самобытность краснодарского нонконформиста соткана из этнического колорита, мифологии и театральной декоративности. Стилистическая полифония в творчестве варьируется от сюрреализма, экспрессионизма до примитивизма.

«Отец-одиночка» краснодарского андеграунда умер в 1982 году, но общественная реабилитация началась лишь к концу 1980-ых, когда вышла статья о нем в «Комсомольце Кубани». Уже в 1990 году прошла первая персональная выставка. Позже прошел ряд посмертных выставок: 1994, 1996 и 2004 годах в Краснодаре, в 1991, 1994, 2006, 2018 годах — в Майкопе. Сегодня имя художника находится в отечественной истории искусства в одном пророческом ряду с Эрнестом Неизвестным, Вадимом Сидуром и другими яркими представителями советского нонконформизма.

Изображенный на картине «Небольшая заметка урбаниста – І» художник, закрывается от зрителей руками, запачканными краской. В качестве художественного материала автором использованы обрывки газет и куски сухой рыбы, органично объединенных фактурной живописью. В изображение введено все, что составляет предметность жизненных событий Евгения Цея: стакан, портрет Сальвадора Дали, фотография с сыном.

Картину художник писал для групповой выставки. Для того времени, она была новым, а значит, неприемлемым явлением в искусстве, и поэтому была отвергнута выставкомом. После представления работы появилась гневная газетная публикация. Фрагмент этой статьи после ее публикации, был введен художником в уже готовую картину. Автор статьи писал: «…Вместо создания произведений, отвечающих духу времени, интересам нашего народа, Цей, художник – оформитель базы Горплодовощторга, занялся живописанием мусорных ящиков! Отдает ли себе Цей нравственный отчет в том, кому и насколько выгодны его сюрреалистические выкрутасы?». В то время Евгений Цей вынужден был работать художником-оформителем потому, что не имел другой возможности для независимого (хотя и почти нелегального) творчества.

Мухадин Кишев «Канжальская битва»

Автор: Кишев Мухадин Исмагилович (род. 1939 г.) 
Материал, техника: картон, акрил
Год: 2008 г.

Картина написана в честь победы кабардинцев над крымскими татарами в 1708 году. Прежде чем приступить к воплощению замысла, художник изучил всю имеющуюся по этому вопросу литературу, также побывал на месте сражения для того, чтобы более тонко прочувствовать произошедшее триста лет назад событие. 

В создании картины Кишев опирался на традиции батальной живописи классиков русского и мирового изобразительного искусства. В результате художник использовал в своей работе язык восточной миниатюры, соединив ее с декоративно-ковровой пластикой традиционного народного творчества. Многоплановость с перспективным изображением позволяет охватить огромное количество деталей битвы: тревожные облака, громадный Эльбрус, сотни татарских шатров, лошадей с горящими хвостами, падающая с обрыва конница татар и конница кабардинцев, которая гонит их. Наконец, главное действие - схватка султанов и кабардинских князей на переднем плане. В самом центре поединок Каплан Гирея I с Кургоко Хатокшоко (Атажукиным). 

Ценность картины не только в том, что в ней запечатлено одно из ярких и важных событий в истории Кабарды. Дело в том, что в последние десятилетия и в русской, и в мировой художественной культуре наблюдается кризис жанра сюжетной картины, спад интереса к социальной и исторической проблематике. В этом плане батальное полотно Кишева имеет важное значение как для кавказской, так для российской и мировой культуры. 

Зураб Церетели «Я садовником родился»

Автор: Церетели Зураб Константинович (род. 1934 г.) 
Материал, техника: холст, масло
Год: 2010 г.


Произведения Зураба Церетели широко известны во всем мире. Каждый рисунок мастера, каждое живописное полотно являет собой некую галактику, созданную смелым воображением художника. С одинаковой увлеченностью, мастер исследует реальность и погружается в природу бессознательного, создавая произведения, отмеченные выразительным индивидуальным началом. 

Экспонируемый натюрморт, это – не парадный букет, созданный искусными дизайнерами из экзотических оранжерейных цветов. Он собран из простых цветов, растущих в любом саду, собран для себя, для своего дома и потому особенно мил сердцу. Изображение цветов несет в себе некоторые элементы наива и вызывает ассоциации с народным искусством узоров. Художник любуется цветами как творением Бога и рук человеческих. В своем Саду живописи художник Церетели – Садовник – творец, неотделим от своих произведений, незримо присутствуя, он воспринимается как центральный объект собственного творчества.

Плакетка со скульптурным изображением лежащего льва

Описание экспоната 
Место создания: Египет 
Материал: египетский фаянс 
Техника: формовка, обжиг 
Время создания: I в. до н. э. — I в. н. э. 
Место обнаружения: Республика Адыгея, могильник «Псенафа», курган № 1. 
Размеры: 2,4 х 1,6 см 

Плакетка из фаянса бирюзового цвета со скульптурным изображением лежащего льва относится к поздней группе изделий из египетского фаянса. В египетском фаянсе совершенно нет глины. Это его главное отличие от других сортов фаянса, которые в действительности представляют собой глиняную керамику, покрытую для гладкости и блеска окисью олова. В отличие от них наше изделие формовалось из смеси толченого кварца и натрона (химического соединения, встречающегося на дне озер). После естественного высыхания оно было подвергнуто обжигу при высокой температуре (около 950 градусов по Цельсию). Для получения фаянса разного цвета египтяне подмешивали в состав изделия окиси различных металлов. Для создания синего цвета, как в нашем случае, использовалась окись меди. 

На рубеже эр в Причерноморье резко возра¬стает интерес к амулетам, и данный экспонат является тому подтверждением. Почему из многочисленных животных для амулета был выбран именно лев? Издавна на Востоке льва знали как безжалостного и почти неудержимого убийцу, безнаказанно грабившего стада. Он часто нападал из засады, но, даже когда не охотился, его рык, раздававшийся на мили вокруг, вселял страх. Без сомнения, гораздо больше людей слышали льва, чем видели его, и это способствовало созданию мифологического представления об этом животном, которого часто ставили в одном ряду с драконом. Лев существует как бы на границе между реальным и сверхъестественным. 

В культурах народов Востока лев часто использовался в качестве символа силы. В древнем изобразительном искусстве есть множество разнородных существ с ясно выраженными чертами льва, ярким примером чему является египетский сфинкс. Уже в аккадской литературе змею называли «земляным львом». Рамсес II и Ашшурбанипал II держали живых львов, а скульптуры львов, стоявшие по краям престола Соломона, служили наглядным напоминанием абсолютной власти царя. 

Ф. Петуваш. «Автопортрет»

Автор: Феликс Муратович Петуваш 
Материал, техника: холст, масло
Год: 1985 г.

«Автопортрет» знакомит с личностью ведущего художника Адыгеи и позволяет более проникновенно понять его творчество. 

Петуваш Ф. М. - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии Республики Адыгея, народный художник Республики Адыгея, кавалер золотой медали Российской академии художеств; окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское); участник зональных, всесоюзных, всероссийских, республиканских, международных групповых выставок. Провел семь персональных выставок в Москве, Нальчике, Краснодаре, Майкопе, Туапсе и в Турции.

40 лет работает в станковой живописи, графике, монументальном и декоративно-прикладном искусстве, создал более 500 произведений. Они относятся, к реалистическому стилю и пронизаны национальным колоритом, обогащенным философской глубиной. Основные жанры в живописи - пейзажи Адыгеи, на их основе - сюжетно тематические полотна, а так же портреты и натюрморты. В графике - иллюстрации к фольклору и литературным источникам, сюжетные, аналитические и лирические композиции.

В «Автопортрете» достигнута узнаваемость и, через некоторые детали, прослежен характер. Черты лица тщательно прописаны, элементами драпировки ясно обозначена сфера интересов и, при этом, автор резко отгорожен от зрителя острой линией желтого воротника и стеклами очков. Этим приемом запечатлено свойственное адыгам стремление к утаенности самого ценного, к неполноте допустимой сказанности. Живопись пастозная, наполненная цветовыми нюансами в спектре охры.

Произведения Феликса Муратовича Петуваша обладают общественной значимостью. Они представлены в Фонде Министерства культуры, Государственном музее искусства народов Востока, Фонде Дома творчества «Челюскинская», Государственном Русском музее, Российском этнографическом музее, Национальном музее Республики Адыгея, Картинной Галерее министерства культуры Республики Адыгея, Северокавказском филиале Государственного музея Востока, Кабардино-Балкарском государственном музее изобразительных искусств, Краснодарском художественном музее, Абхазском Государственном музее, Национальном музее Чеченской Республики, в Адыгских хассах городов: Патерсон, Берлин, Анкара, Стамбул, Кфар-Кама и во многих частных коллекциях. Людмила Гунина, старший научный сотрудник, искусствовед