05.05.2020 / 06:00

К 75-летию Великой Победы виртуальная выставка «Мы эхо друг друга…» (из собрания Северокавказского филиала Государственного музея Востока)

Свой достойный вклад в воссоздание различных сюжетов темы военного лихолетья внесли художники Северного Кавказа. Это работы художников Папко В.Ф., Овчаренко Э.Н., Воронкина Б.И., Манакьяна Т.Г., Филиппенко П.Д., Санжарова Н.Ф., Сундукова А.М., Тугуза М.Г., Куанова А.М., произведения которых хранятся в собрании Северокавказского филиала Государственного музея Востока.

Творчество художников - ветеранов Великой Отечественной войны П.Д. Филиппенко и А.М. Сундукова относится к судьбе людей искусства военного поколения. Они начали обучаться профессии в зрелом возрасте, испытав тяготы войны, и имея за плечами десятки и сотни фронтовых набросков. Война осталась с ними на всю жизнь, и лучшие их работы также написаны на военные темы.

По живописным работам художника из Республики Адыгея Петра Денисовича Филиппенко можно проследить историю страны за более чем пол века: от военных событий и советского периода до современности.

Когда началась Великая Отечественная война, Петру Филиппенко было всего 15 лет. Через два года, в 1943, 17-летним юношей он добровольцем уходит на фронт, участвует в боевых операциях, служит на Тихоокеанском флоте. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией». В свободные моменты во время службы, как рассказывал сам художник, он делал зарисовки. В его памяти навсегда остались те незабываемые годы, которые позже нашли отражение в его работах.

В живописном произведении «Мать» П.Д. Филиппенко пожилая женщина бережно держит в натруженных морщинистых руках драгоценный треугольник – письмо с фронта. В её позе, во взгляде – надежда, а тёмный фон полотна отражает тревогу, ведь сердце матери не может быть спокойным – идёт война...

Другая картина этого художника «Печаль» также посвящена теме войны; женщина в чёрном, с побелевшим от горя лицом, сидит у окна с бессильно опущенным на колени руками, письмо с фронта – погиб кто-то из близких… Картины этого художника, в которых зритель находит неподдельность, искренность и реализм – «Фронтовые новости», «Весть с фронта», «Фронтовые письма» и др., надолго остаются в памяти.

Также сложно складывалась творческая судьба у художника из Кабардино-Балкарии Анатолия Михайловича Сундукова. Прошагал солдат Сундуков от освобождения Кавказа, Украины, Беларуссии, Польши до Восточной Пруссии. Здесь для него и прозвучал Салют Победы. Но, ещё 7 лет – участие в борьбе с бандитизмом в Прибалтике и Западной Украине. На протяжении всех этих лет на плече, рядом с автоматом и миноискателем, саперной лопатой в рюкзаке с неприкосновенным запасом солдатского пайка и патронов лежали рисунки, сделанные на случайно подвернувшихся листочках. В них быстрым штрихом солдат запечатлевал мгновения фронтовой жизни, в будущем ставшие нашей историей, как и в представленном живописном этюде, посвященном партизанскому движению против немецких оккупантов  в горах Кабардино-Балкарии.

Тема Великой Отечественной войны — самая напряжённая доминанта в творчестве художника из Краснодара, заслуженного художника России Валентина Папко. Ва­лентин Папко родился в сентябре 1939-го в станице Новоминской Каневского района. Вскоре началась война. Памяти о пережитом хватило на всю остав­шуюся жизнь. Видя созданное мастером, понимаешь: главной своей мисси­ей на земле считает он свидетельство о виденном, рассказ о самой кровопро­литной войне. Увековечить победителей, солдат, вете­ранов, их матерей, жён, сестёр — вот главная задача его творчества. Причем запечатлевая образы-откровения, он старается быть честным и без пафоса, как в работе «У своего порога», где он изображает инвалида без ноги, героя Великой Отечественной войны, вернувшегося домой в семью. Почему так печально его суровое мужественное лицо? Как сложится  судьба ГЕРОЯ?

Тема войны как личное переживание находит отражение и в картинах Эдуарда Никифоровича Овчаренко. Сам мастер говорит: «Меня всю жизнь преследовала война. Я ребёнок 30-х гг., родился в 1935 г., восьмилетним ребёнком впервые увидел врага – оккупанта, немца. И эти впечатления остались в моей памяти на всю жизнь». Сюжеты военных лет художника, относящегося к социальной категории «дети войны», сына фронтовика проходят через всё его творчество.

На картине Иващенко В.В. «Мать» – яркий, похожий на полыхающее пламя, жёлто-оранжевый цвет полотна отображает напряжённость страды полевых работ. Каждый колосок, собранный и сохранённый в тяжёлые военные годы, был вкладом в победу. Готовность превозмочь усталость – во взгляде матери, осознающей, что её нелёгкий труд – это помощь фронту, на котором сражаются сыновья, братья, любимые… Художнику удалось изобразить натруженные руки пожилой женщины-матери, трудом которой ковалась победа в тылу…

В произведении заслуженного художника России Воронкина Б.И. «Мать Хусена Андрухаева» мы наблюдаем документальное сходство: художник писал конкретно портрет матери Героя Советского Союза политрука Хусена Андрухаева из адыгского аула Хакуринохабль (Шовгеновский). Однако с полотна на нас смотрит МАТЬ советского солдата-защитника. Красивые черты строгого лика горской женщины, открытый взыскательный взгляд, в котором вселенская скорбь соединилась с силой духа – художник сумел передать зрителю желание поклониться облику МАТЕРИ.

Картина Т.Г. Манакьяна «Весна 1945 года» напоминает об иконописных традициях: сферическая перспектива, большие цветовые плоскости и задумчивая, с бледным лицом, лежащая на земле молодая женщина в центре сюжета. Она  становится олицетворением мирного будущего, контрастируя с другими  фрагментами полотна — оставшимися от военных действий защитными сооружениями, полуразрушенным деревом, на котором прорезаются новые ростки. Жизнь продолжается…

Фонды Северокавказского филиала Государственного музея Востока хранят и графические произведения художников Адыгеи на военную тематику. Например, работа Тугуза М.Г. «Клятва», на которой молодой солдат, преклонив колени и целуя край Красного знамени, даёт клятву на верность Родине… Или его же лист «Победа», на которой изображён апофеоз радости: шли к победе долгих четыре военных года, преодолён тяжёлый путь, и она пришла – Победа.

В творчестве народного художника Республики Адыгея Куанова А.М. до глубины души трогает сюжет и манера исполнения его графического листа «Могила неизвестного солдата», выполненного в технике офорта. Группа сельских адыгских женщин и детей, работая на поле, находят могилу безымянного воина. На могильном холмике только каска со звездой, нет имени. Стоя на коленях, старшая из женщин возносит молитву Богу, молится… Остальные стоят в скорбных позах на фоне весенних полевых работ, каждый думает о своём. Памяти чьего-то сына, защитника Отечества, возвращения которого ждут дома, воздаётся достойная в тех условиях дань. «Имя твоё неизвестно… Подвиг твой бессмертен…». Художнику удалось показать, что горе объединяет, стирает национальные границы. В этом сюжете Куанова А.М. глубина философского постижения смысла жизни и смерти, обыденного и ВЕЧНОГО…

В скульптурном изображении Санжарова Н.Ф. «Мать» - голова красивой женщины-матери. Следы нелегкой жизни, бессонных ночей, тяжёлого труда и глубоких переживаний залегли в морщинках усталого и доброго выражения её некогда очень красивого лица. Вместе с этим художник сумел передать сочетание усталости с мудростью и решимостью преодолеть трудности.

Деятели искусства в военные и послевоенные десятилетия обращались и сегодня продолжают обращаться к теме Великой Отечественной войны, памяти о поколении победителей, патриотизме, раскрывая новые ее аспекты, изображая сохранившиеся в народной памяти героические и трагические события.

Воссоздание истории Великой Отечественной войны в изобразительном художественном творчестве стали яркой страницей духовного богатства народов СССР – советского народа, сумевшего не только выстоять в жесточайшем противостоянии с нацистской Германией, но и отразить сюжеты этого периода в художественных образах.

Малышева Е.М.,
доктор исторических наук 

Статья представляет дополненный автором материал, опубликованный в сборнике международной научно-практической конференции «Образы, сюжеты, направления в изобразительном искусстве: региональный аспект». - Майкоп: Изд-во Магарин О.Г.Б, 2020. –231 с.

Светлой памяти павшим в Великой Отечественной войне посвящается…