Легенды старого Китая

3 июня в Северокавказском филиале Государственного музея Востока открылась выставка «Легенды старого Китая» из собрания Государственного Музея Востока (г. Москва). Данная выставка проходит в рамках проекта «Век музея. Искусство народов Востока – Югу России», приуроченного к 100-летию Государственного музея искусства народов Востока, которое состоится в 2018 году. В открытии уникальной выставки принимали участие Л.И. Кузьменко, заведующая первого научно-исследовательского отдела Государственного музея Востока; А.М. Берсиров, директор Картинной галереи РА; Р.Д. Хуажев, председатель Адыгейского республиканского отделения ВТОО «Союз художников России»; Б.С. Шеуджен, начальник отдела Министерства культуры РА, жители и гости города Майкопа. 

На выставке представлено около 120 музейных предметов прикладного искусства и графики ХVIII – первой половины ХХ вв. В своих формах или в декоре они отражают богатый мир легенд и преданий Китая – наиболее древнего, архаичного пласта культуры. Вплоть до настоящего времени они являются излюбленной темой литературы и изобразительного искусства.

Со временем не только народные предания превращались в литературные авторские произведения, но и, наоборот, мифы, житийные истории божеств и знаменитых людей становились поучительными сказками. Наиболее популярными сюжетами являются эпизоды из знаменитых романов и драматических произведений, основанные на легендах. Это – знаменитые романы китайской литературной традиции XIV-XVIII вв.: «Путешествие на Запад», «Сон в Красном тереме», «Троецарствие» и др.

Большой интерес представляет история героя драмы «Западный флигель». В пьесе рассказывается о том, как в одном из монастырей встретились студент Чжан, готовящийся к экзаменам на ученое звание, и девушка Цуй Инъин из семьи министра. Бойкая служанка, узнав об их любви, помогла влюбленным встретиться. В музейном собрании есть целый ряд произведений, выполненных в различных техниках (вырезках на бумаге, росписи фарфора) и иллюстрирующих эпизоды пьесы. 

Представлены и так называемые «бродячие сюжеты», известные по эпосу многих народов мира. Например, китайская народная картина «Обмен любезностями» знакома нам по русской народной сказке «Как лиса и журавль друг другу в гости ходили».

Сохранению мифологической основы и символики в Китае способствовало и то, что императоры последней династии, маньчжуры по происхождению, приняв «китайскую модель правления», стремились поднять свой авторитет у представителей китайской образованной элиты. Они не только нарочито сохраняли, но и до мельчайших подробностей реконструировали многочисленные древние обряды и ритуалы, что отразилось в произведениях искусства, в том числе в крое и декоре национального костюма. 

Выставка будет интересна и познавательна для широкого круга зрителей, ее работа продлится до 15 июля.