Мастера японской печатной графики: 1980 – 2010-е гг.

7 декабря 2016 года в Северокавказском филиале Государственного музея Востока открылась выставка «Мастера японской печатной графики: 1980 – 2010-е гг.» из собрания Государственного Музея Востока. Данная выставка проходит в рамках проекта «Век музея. Искусство народов Востока – Югу России», приуроченного к 100-летию Государственного музея искусства народов Востока, которое состоится в 2018 году. В открытии уникальной выставки принимали участие: А.Э. Пушакова, научный сотрудник, хранитель фонда «Живопись и графика Дальнего Востока» Государственного Музея Востока; Н.А. Васильева, первый заместитель Министра культуры Республики Адыгея; А.М. Берсиров, директор Картинной галереи РА; Ф.М. Петуваш, заслуженный художник России и известный график, а также гости и творческая молодежь города Майкопа.

В составе экспозиции – около 40 графических листов современных японских художников. Большинство авторов являются членами Международной ассоциации печатных графиков "PRINTSAURUS", основанной в 1987 году по инициативе художника Хироаки Мияяма, как альтернатива официальным художественным кругам Японии. Состоящие в этой ассоциации художники принимают участие в выставках по всему миру, и данная экспозиция является ретроспективой их творчества за последние тридцать лет.

Тематика произведений современных японских графиков довольно широка: это природные мотивы (Коити Китамура, Хироаки Мияяма, Дзюнко Мацусима, Кэндзи Нагаи, Ё Такахаси), абстракции (Нагаи Кэндзи, Руи Нисияма, Ясуюки Уэда), а также сюрреалистические сюжеты (Акико Танигути, Томиюки Сакута, Норимаса Мидзутании). Разнообразны и художественные техники, каждый из мастеров использует особые средства печатной графики: это гравюра на дереве, литография, коллография, сухая игла, офорт и др. Особого внимания заслуживают новаторские авторские техники: например, в некоторых из работ Юрико Миëси наряду с травленым штрихом применяется ксерокопия. Важное место на выставке занимают произведения, выполненные в сложнейшей технике меццо-тинто, так называемой «черной манере», которой владеют не более пятисот художников во всем мире, один из них – японский мастер Масатака Куроянаги.

Еще один прославленный художник – Хироаки Мияяма – широко известен не только в Японии, но и за её пределами. Посетителям Северокавказского филиала Музея Востока знакомо это имя по выставке 2014 года «Образы Гэндзи-Моногатари», на которой были представлены изысканные иллюстрации Мияямы к культовому японскому роману, величайшему памятнику мировой литературы. Крупные формы и яркие цвета его гравюр при всей своей современности напоминают декоративную живопись главной японской школы Римпа, свидетельствуя о следовании художником национальным традициям.

Необходимо отметить и произведения, выполненные в традиционной для японского искусства технике ксилографии «укие-э». Речь идёт о гравюрах Сэйко Кавати, которые отсылают зрителя к классическим произведениям Кацусики Хокусая. Разнообразные по технике и тематике работы стали значимым вкладом в коллекцию современной японской графики Государственного Музея Востока (Москва), которому эти произведения были подарены после одноименной выставки в сентябре 2016 года.

Выставка будет интересна и познавательна для широкого круга зрителей. Работа выставки продлится до 15 января 2017 года.