03.11.2020 / 09:00

«Ночь искусств 2020» в Северокавказском филиале Государственного музея Востока онлайн

3 ноября 2020 года Северокавказский филиал Государственного музея Востока присоединился к Всероссийской культурно-образовательной акции «Ночь искусств», приуроченной ко Дню народного единства. Тема «Ночи искусств» - «Искусство объединяет». В этом году в связи с новыми условиями жизни все мероприятия «Ночи искусств» переносятся в онлайн-формат.

Прямая трансляции «Ночи искусств 2020»:

19.00.–21.22

Фестиваль «АРТ-ВИДЕО ФЕСТ Дагестан»

Куратор арт-видео и автор фестиваля - Джамиля Дагирова (галерея современного искусства "Первая галерея", г. Каспийск, Дагестан).

Ретроспективный показ произведений видео-арта, созданных художниками Дагестана в разные годы (с 2009 по 2019). В показ фестиваля «АРТ-ВИДЕО ФЕСТ Дагестан» войдут 16 работ 8 известных авторов республики – Махачева Таус, Гайворонский Муса, Джетере Елена, Магомедова Заира, Саидудинова Халимат, Молакаев Магомед, Мусаев-Каган Тимур, Халилов Мурад.

21 октября 2020 г. в ММОМА проект был показан в рамках специальной программы «Дагестанский современный видео-арт» на Международном фестивале видео-арта СЕЙЧАС&ПОТОМ (куратор Марина Фоменко).

Программа показа Фестиваля «АРТ-ВИДЕО ФЕСТ Дагестан»:

1. Гайворонский Муса, «Еда», 2014, 4.39

2. Гайворонский Муса, «Там, где не достать жирафу», 2016, 19.36

3. Гайворонский Муса, «Эпизод», 2016, 2.23

4. Гайворонский Муса, «Я художник», 2017, 4.57

5. Джетере Елена, «Мюххюбат нир», 2014, 2.30

Идея - Джетере Елена; операторы - Магомед Заирбеков, Омар Максудов; монтаж - Рагим Абдулаев.

«На расстоянии 3-4 километров от Хучни, на возвышенности над рекой Рубас, сохранилась крепость, называемая "Крепостью семи братьев и одной сестры". Она была построена в XVII веке, когда над народами Дагестана, в том числе и Табасарана, нависала угроза иранских и турецких завоевателей. Об этой крепости в фольклоре ходит множество легенд. В ней некогда жили 7 богатырей-братьев и красавица-сестра. Её косы были настолько длинны, что она, желая достать воду, привязывала кувшин к косам, спускала его в реку, а затем вытягивала наверх в крепость. Во время очередной осады сестра влюбилась в одного из воинов неприятеля. Легенда гласит, что девушка в итоге изменила своим братьям, впустив неприятеля в крепость. Братьев убили, а сестру закидали камнями. На могиле сестры у дороги рядом с крепость. На могиле сестры у дороги рядом с крепостью - большая груда камней. Каждый проходящий здесь мужчина бросает на могилу по семь камней в знак презрения к предательнице. А проходящие женщины сбрасывают с могилы по камню в знак уважения к силе любви. Одна против семи...»

Табасаранская легенда

6. Магомедова Заира, «Ноябрь», 2013, 2.12

7. Магомедова Заира, «КIазъ» («Платок»), 2017, 12.29

8. Магомедова Заира, «Работа», 2013, 40.12

9. Магомедова Заира «Сломанная иголка», 2015, 10.30

10. Магомедова Заира и Саидудуинова Халимат, «Сабаб», 2019, 10.01

11. Махачева Таус, «Пространство торжества», 16.50

12. Моллакаев Магомед «Страх», 2018, 1.13

13. Мусаев – Каган Тимур, «Это почти все», 2016, 13.00

14. Мусаев – Каган Тимур «Немота», 2014, 4.50

15. Халилов Мурад, «Расстрел глиняных лошадей», 2016, 1.25

Данное видео – это реакция художника, а по сути представителей нескольких поколений горожан для кого махачкалинский ИППОДРОМ был частью их жизни, личных историй и событий.Сначала не стало лошадей, потом разнесли инфраструктуру, теперь уже нет и знаменитого фасада.

Художник слепил из глины маленьких лошадок, которых как в тире расстрелял по его просьбе его друг. Нет лошадей - нет ипподрома. Нет ипподрома - нет лошадей. А нас спрашивать не стали…. просто расстреляли память.

16. Халилов Мурад, «Слезы ТВ», 2015, 05.09

«Мы слишком привыкли мыслить в терминах «настоящего». Мы верим, что настоящее является прошлым только тогда, когда оно замещается другим настоящим. Тем не менее, давайте задумаемся: как бы могло быть настигнуто новое настоящее, если бы прежнее настоящее действительно не уходило в то самое время, в какое оно является настоящим? Как могло бы любое настоящее хоть как-то пройти, если бы оно не было прошлым в то самое время, когда является настоящим? Прошлое никогда бы не конституировалось, если бы оно уже не было конституировано с самого начала — в то самое время, когда оно было настоящим. Здесь есть, так сказать, фундаментальная позиция времени, а также наиболее глубокий парадокс памяти: прошлое «одновременно» с настоящим, в котором оно уже есть. Если бы прошлое должно было ждать, чтобы больше не быть, если бы оно не наличиствовало сразу и в тот момент, когда оно уже прошло — «прошлое вообще», — оно никогда не могло бы стать тем, что оно есть, оно никогда бы не было тем прошлым. Если бы оно не устанавливалось немедленно, оно не могло бы вновь устанавливаться на основе последующего настоящего. Прошлое никогда бы не установилось, если бы оно не сосуществовало с настоящим, чьим прошлым оно является. [15] Прошлое и настоящее указывают не на два последовательных момента, а на две сосуществующие стихии: одна — это настоящее, не перестающее проходить, а другая — прошлое, которое не перестает быть, но через которое проходят все настоящие».

Ж. Делез (Бергсонизм)

21.22.-21.30

Демонстрация коллекций костюмов в этническом стиле театра моды «KStar» Майкопского государственного технологического университета.

21.30.–22.35

«Послания миру». Творческая встреча с заслуженным художником России Алексеем Паршковым.

22.35-22.50

«Последний караван». Концерт авторской музыки в формате worldmusic в исполнении этно-проекта «Шöлковый путь».

УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ «АРТ-ВИДЕО Дагестан»:
ГАЙВОРОНСКИЙ Муса

Родился в 1987 году в г. Каспийске, Дагестан.

Выставляется с 2011 года.

Работает с видео-артом с 2013 года.
ДЖЕТЕРЕ Елена 

Родилась в 1986 году в г. Махачкала.
В 2004 году окончила ДХУ им. Джемала, Махачкала, а в 2009 ХГФ ДГПУ, мастерская живописи А.-З.Б. Мусаева.

Выставляется с 2005 года.

Работает с видео-артом с 2014 года.
МАГОМЕДОВА Заира

Родилась в 1980 году в г. Кизляр, Дагестан.
В 2015 году окончила ХГФ ДГПУ, мастерская живописи А.-З.Б. Мусаева.

Выставляется с 2010 года.

Работает с видео-артом с 2011 года.
МАХАЧЕВА Таус

Махачева Таус родилась в 1983 году в Москве. С 2002 по 2003 год училась в Лондонском Колледже Коммуникации Лондонского Университета Искусств и Дизайна. С 2003 по 2007 год училась в Голсмитс Колледже Лондонского Университета (диплом бакалавра по программе «Современное искусство»). В 2006 году окончила РГГУ по специальности «Мировая экономика». С 2008 по 2009 год училась в Институте Проблем Современного Искусства (ИПСИ) по программе «Новые художественные стратегии» в Москве. Читала курс лекций по перформансу в МГУ и в «Первой галерее» в Махачкале. С 2011 по 2013 год училась в Королевском колледже искусств (Royal College of Art) (диплом магистра по программе «Современное искусство») в Лондоне.

В 2011 году работа Таус Махачевой «Быстрые и неистовые» была выбрана Петером Вайбелем в основной проект 4-й Московской биеннале. В этом же году художница стала финалисткой премии Кандинского в номинации «Медиа-арт. Проект года». Лауреат VII Всероссийского конкурса 2012 года в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в номинации «Новая генерация». В 2012 году Т. Махачева участвовала в Ливерпульской биеннале, в 2013 на биеннале в Шардже и в специальной программе 55-й Венецианской биеннале. В 2014 - финалист Всероссийского государственного конкурса в области современного искусства «Инновация» в номинации: «Региональный проект 2013 года» (выставка: «История требует продолжения»). В этом же году Таус Махачева стала лауреатом премии Будущее Европы, GfZK Музей Современного Искусства, Лейпциг. В 2016 году стала лауреатом премии Кандинского в категории «Молодой художник. Проект года» с перформансом «Без названия — 2». В 2017, 2018 годах вошла в Российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет.

Работы хранятся в Tate Modern (Лондон), в музее современного искусства MUHKA в Антверпене, Московском музее современного искусства, Государственном центре современного искусства (Москва), в собрании Sharjah Art Foundation (Шарджа), в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, в собрании Газпромбанка, в собрании Vehbi Koç Foundation (Стамбул), в собрании Yarat Foundation (Баку), в собрании Kadist Art Foundation (Париж, Сан-Франциско), в Художественном музее Уппсалы, в собрании Videoinsight Foundation (Турин), в частных собраниях в России и за рубежом.

Живёт и работает в Махачкале.
МОЛЛАКАЕВ Магомед (МАГ ХАЗАР)

Родился 21 апреля 1969 года в Махачкале.

В 1989  году окончил Дагестанское художественное училище им. Джемала, а в 1999 – окончил ХГФ ДГПУ. В  2006 году  окончил Высшую школу дизайна в  Москве.  

С 2019 года работает главным художником КМДТ им. А.-П. Салаватова.

Произведения художника хранятся в частных собраниях России, Италии, Германии, Финляндии.  Живёт и работает в Москве и Махачкале.
МУСАЕВ – КАГАН Тимур

Родился в 1978 году в г. Ленинград.

В 1994 окончил ДХУ им. Джемала, а в 1999 году ХГФ ДГПУ, Махачкала.

Выставляется с 1995 года.

Работает с видео-артом с 2014 года
ХАЛИЛОВ Мурад

Родился в 1978 году в Махачкале, Дагестан.

В 1998 году окончил ХГФ ДГПУ, г. Махачкала.

В 2002 году окончил ВКСР г. Москва.

Выставляется с 1997 года.

Работает с видео - артом с 2006 года.

Мурад Халилов первый художник видео-арта в Дагестане.

ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!