«Шар в искусстве»

3 ноября в залах Северокавказского филиала Государственного музея Востока открылась региональная выставка – конкурс «Шар в искусстве» - 6-я часть крупномасштабного авторского проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ», организованная музеем совместно с Фондом художника М.М. Шемякина (г. Санкт - Петербург). На торжественное открытие прибыли: Б.С. Шеуджен, начальник отдела Министерства культуры РА; А.Е. Кирнос, председатель Адыгейского регионального отделения Союза фотохудожников России, художники участвующие в конкурсе-выставке, гости из г. Ростова-на-Дону и жители Республики Адыгея. Позже пристальное внимание всех гостей вернисажа привлекло выступление артистов мимического жанра от агентства праздников «Страна чудес» с номером «Воображаемые шары».

Экспозицию выставки составил исследовательский материал Михаила Шемякина и произведения художников Северного Кавказа и Южного Федерального округа, прошедшие конкурсный отбор по данной теме в техниках: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, фотография, скульптура, арт-объекты. Выставка посвящена шару и его метафизическому значению. Шар, как и сфера – символ, известный с древних времен в мифопоэтической и научно-философской традиции.

В совершенной форме шара заключены сокровенные тайны мироздания. В Древнем Египте с ним были связаны сакральные понятия. В средневековой иконографии, несмотря на представления о плоской Земле, Христос Пантократор изображался сидящим на шаре, а Господь в образе Великого геометра изображался с циркулем и сферой как образом Вселенной. В ХХ-ХХI веках такие художники, как Р. Раушенберг, Э. Голдзуорти, Л. Фонтана, А. Помодоро, обращают внимание не только на его символическое значение, но и экспериментируют с самой формой, представляя ее в различных материалах, фактурах, а также ведут «игру» с размером предмета. Все это расширяет представление о данном образе.

Так или иначе, форма шара проходит через все мировое искусство – от шедевров самых известных художников, таких как «Сад земных наслаждений» И. Босха, до утилитарных предметов – бубенцов, снежков, бусин. Например, глобус встречается как в ювелирных статуэтках эпохи Возрождения, так и в работах сюрреалистов XX века. Шар можно обнаружить и в архитектурных проектах, начиная с XVIII века.

Михаил Шемякин включил в экспозицию более 350 аналитически осмысленных изображений, связанных с шаром. В данной выставке можно проследить, как перекликаются работы основоположника супрематизма К. Малевича и современного американского скульптора Р. Серра, как повторяется форма шара в иллюстрации клетки человеческого тела с работами авангардистов и многое другое. В экспозиции представлены произведения и самого Михаила Шемякина. Этот раздел экспозиции уже видели жители городов США и жители городов России: от Санкт-Петербурга до Ханты-Мансийска. В каждом городе работы местных художников дополняли экспозицию.

Важным дополнением научной коллекции в Адыгее стали работы современных художников из Майкопа, Черкесска, Нальчика, Ростова-на-Дону, Краснодара, Астрахани и других городов Северного Кавказа. Всего в конкурсе участвовало около 200 произведений искусства, но Михаил Шемякин отобрал в этот раз лишь 62.

В рамках проекта впервые представлен раздел «Дары музею», где экспонируются произведения, которые поступили в собрание Северокавказского филиала Государственного музея Востока с проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» с 2011 по 2015 годы от авторов-участников выставок «Крик в искусстве», «Монстры в искусстве», «Рука в искусстве», «Дети в искусстве», «Каллиграфия как образ в искусстве». Выставка даров познакомит посетителей с музеем как с живым организмом, растущим и видоизменяющимся, одновременно осмысляющим национальное прошлое, его традиции и художественное наследие, в то же время взаимодействующим с актуальным художественным процессом и играющим свою роль в его формировании.

Также на выставке можно посмотреть фильм, созданный Михаилом Шемякиным на тему исследований шара — «Шар в искусстве» (2002, канал «Культура»).

Выставка продлится до 2 декабря.

Фото Дмитрия Войнова