Стул в искусстве

10 ноября в музее открылась всероссийская выставка – конкурс «Стул в искусстве» - 7-я часть крупномасштабного авторского проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ». В прошлые годы экспозиции выставок, организованные совместно с Фондом художника Михаила Шемякина, составляли его исследовательский материал и произведения художников Северного Кавказа и Южного Федерального округа. На этот раз конкурс приобрел всероссийский статус, дополнением к научной коллекции в Адыгее стали работы конкурсантов из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Мурманска, Воронежа, Челябинска, Калуги, Владимира, Омска, Екатеринбурга.

Для участников вернисажа (более четырехсот человек) были подготовлены мастер-классы по батику и гобелену. Его провели преподаватели и студенты Адыгейского республиканского колледжа искусств им. Умара Тхабисимова. Почетным гостем открытия стал «Походный трон царицы Амазонок» в исполнении Народного художника Республики Адыгея Аси Еутых. Также всеобщее внимание привлекло выступление Татьяны Нестеренко, преподавателя Института Искусств отделения хореографии с танцевальным номером «Prisoner of fate» (заложник судьбы) и моно-спектакль по мотивам стихотворения Иосифа Бродского «Посвящается стулу» в исполнении Дарьи Пильгуёвой, сотрудника Северокавказского филиала музея Востока.

Выставка посвящена стулу и его перевоплощениям в самые неожиданные формы. В истории культуры новые смыслы стула рождались постепенно. Стул изначально свидетельствовал об особом статусе восседающего на нем объекта. В изобразительном искусстве древнего мира стул присутствовал в виде трона правителя или табурета для его высокопоставленных подчиненных (курульное кресло); долгое время стул носили за его владельцем. В период новейшего времени он уже стал домашней утварью. Стул, как отдельное явление в искусстве, появился лишь в ХХ веке у таких художников как Ван Гог, Гоген, Сезанн, Матисс, создавших стулья не в композиции, а как отдельный сюжет. Современное искусство уделяет этому предмету внимание уже не только в живописи, но и в многочисленных перформансах и инсталляциях, актуализируя тем самым идею пустого места, как символа опустошенности, покинутости, внезапного ухода – или наоборот, ожидания, созерцания, уединения.

Выставка по традиции состоит из двух разделов. Первый - научно-художественный, в основе которого уникальное исследование автора проекта Михаила Шемякина, включает более 250 изображений стула - ретроспективные материалы, собранные им из книг по искусству, журналов, коллекций, каталогов выставок, гравюр и личных фотографий. Все это дает полное представление творческого портрета «героя», а также освещает малоизвестные исторические факты и национальные традиции разных народов. Этот раздел экспозиции уже видели жители Хадсона (США) и Санкт-Петербурга. Второй раздел - оригинальные работы современных российских авторов, прошедших строгий отбор Михаилом Шемякиным по данной теме, в техниках: живопись, графика, фотография, скульптура, арт-объекты, декоративно-прикладное искусство.

На выставке можно посмотреть фильм, созданный Михаилом Шемякиным на тему исследований стула — «Стул в искусстве» (2002, канал «Культура»).

Успейте посетить выставку и посмотреть фильм до 1 декабря 2017 года.