Восточная столица. Повседневная жизнь Японии периода Эдо (1603–1868) в японской гравюре

17 ноября в Северокавказском филиале Государственного музея Востока открылась выставка «Восточная столица. Повседневная жизнь Японии периода Эдо (1603–1868) в японской гравюре», из собрания Государственного Музея Востока. Данная выставка проходит в рамках проекта «Век музея. Искусство народов Востока – Югу России», приуроченного к 100-летию Государственного музея искусства народов Востока, которое состоится в 2018 году. 

Выставка знакомит с искусством ксилографии (укиё), которое получило распространение в Японии в XVII–XIX вв. В экспозиции демонстрируются более восьмидесяти гравюр и перегравировок произведений японских художников: Утамаро, Сяраку, Хокусай, Хиросигэ. 

В рамках вернисажа Анна Пушакова, научный сотрудник Государственного Музея Востока, хранитель фонда «Живопись и графика Дальнего Востока», прочитала две лекции: «Повседневная жизнь Японии периода Эдо» и «Жизнь куртизанки», раскрывающие содержание японских произведений. На лекциях слушатели познакомились с бытом и жизнью японцев периода Эдо (старое название Токио), с их модой и развлечениями, а также узнали о существовании квартала удовольствий в японской столице, о его истории и непростой судьбе японских красавиц. Участниками открытия выставки стали: первый заместитель Министра культуры РА Васильева Н.А., директор картинной галереи РА Берсиров А.М., студенты и творческая молодежь города. 

Представленные работы можно заслужено считать энциклопедией периода города Эдо. В них отражены особенности жизни горожан ценивших все, что доставляло им восторг: изображения знаменитых мест мэйсё-э, прославленные воины муся-э, пейзажи, путешествия, цветущие деревья, фестивали, праздники, театральные представления, портреты красавиц бидзинга. Особенность укиё в том, что, благодаря доступности этого вида искусства, распространение и приобретение гравюры приравнивалось к самому развлечению. 

Внедрив технологию массовой печати, во второй половине XIX века, мастера этого искусства, обеспечили его широкую популярность на Западе. Работы произвели огромное впечатление на европейцев и вызвали интерес к искусству Японии. Среди почитателей японской гравюры, которые не только обладали богатыми коллекциями укиё, но и охотно заимствовали многие приёмы традиционного японского искусства, можно назвать Винсента Ван Гога, Эдгара Дега, Анри де Тулуз-Лотрека и Клода Моне. 

Из всех сохранившихся японских гравюр в мире - треть находится в музейных коллекциях разных стран. Собрание японской классической ксилографии укиё-э Государственного музея Востока насчитывает свыше 2000 листов и является уникальным. 

Познакомиться с выставкой можно до 15 января 2016 года.