Выставка «Лики прошлого в настоящем»

В преддверии Международного женского дня 7 марта Арт – Центр Madina Saral'p  представил в Северокавказском филиале Государственного музея Востока выставку «Лики прошлого в настоящем». Это произведения трех талантливых художниц: живописные и графические работы Зайны Эль-Саид и Имары Аккизовой в диалоге со стилизованными национальными костюмами известного художника-модельера Мадины Саральп, объединенных общей темой погружения в историю своего народа и отражения разных аспектов духовной культуры и этнической ментальности адыгов в современном искусстве. 

Мадина Саральп окончила отделение художественного моделирования одежды Ставропольского технологического техникума и отделение психологии Санкт – Петербургского университета им. И. Герцена. В 2002 году она создала свою первую авторскую коллекцию и открыла салон эксклюзивной одежды. Фолк-шоу «Черкесский круг» и сотрудничество с кинорежиссером А. Сокуровым продемонстрировали ее неординарные творческие способности в качестве художника по костюмам. В 2009 году модельер создает коллекцию стилизованных национальных свадебных платьев «Девичий сон», которая стала отправной точкой отсчета для нового направления в ее деятельности – экспозиционного. Ее работы выставлялись в лучших выставочных залах Рима, Стамбула, Москвы, Санкт – Петербурга и Северного Кавказа.
Особым эпизодом в творчестве Мадины Саральп стало изготовление свадебного наряда в национальном стиле для принцессы Иордании Рим, который описывался на страницах журнала «Hello» как образец высшего портновского мастерства. Произведения модельера находятся в собрании Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), Северокавказского филиала Государственного музея Востока (г. Майкоп), частных коллекциях в России и за рубежом.
В данной экспозиции Мадина Саральп представит традиционную одежду адыгов в контексте исторического, сценического и современного стилизованного звучания. К национальной одежде у модельера своеобразное отношение. «Я отношусь к ней, как к любой форме диалога с прошлым, где каждый узор, каждый изгиб, каждый символ говорит со мной на понятном мне языке - языке подсознания», - признается автор.
Заина Эль-Саид (адыгская фамилия Къэрэгъул – Карегул) окончила Американский межконтинентальный университет в Лондоне. В 2010 году в Аммане начала творческий путь. Ее работы можно увидеть в крупнейших культурных центрах Ближнего Востока. Осенью 2016 года произведения художницы были представлены в Москве, а в 2018 году в Нальчике.
Ее работы напоминают странствия героини Кэрролла, они словно сновидения под деревом предков. Калейдоскоп случайных диалогов обескураживает новыми смыслами. Ритмично спрессованные кадры с помощью искусства коллажа объединяют персонажей разных эпох и стран в одно целое. И тогда становится видно, как они начинают гармонично взаимодействовать и играть друг с другом. «Мы говорим: столько в нас разного, столько в этом мире агрессии и горя, но у нас у всех есть что-то прекрасное, что мы можем донести, - и это красота. Когда нашей целью становится красота, мы преодолеваем различия», - говорит Зайна Эль-Саид.
Имара Аккизова окончила Кабардино-Балкарский госуниверситет, училище культуры и искусств при Северо-Кавказском государственном институте искусств. Член Союза художников России. Участник республиканских, российских и зональных выставок. Член Международной Академии творчества. Оформила более 80 книг и альбомов. Участник региональных, всероссийских и зональных выставок.
В экспозиции представлены работы Имары Аккизовой, выполненные в период с 2007 по 2009 годы. Для решения пространственных и вневременных задач в своих произведениях Имара Аккизова умело совмещает возможности традиционной и компьютерной графики, фотографию и живопись. Причем, работает она с оригинальными старыми фотографиями, на которых изображены улицы дагестанских сел и старого Нальчика, дети и женщины в национальных костюмах со всего Кавказа: грузинки, аварки, лачки, кабардинки, балкарки. Мадина Саральп тонко подмечает главное в творчестве Имары: «В эту общую картину мира художница вносит песнь своей души, как колыбельную – тихую и сокровенную, самую важную для любого родившегося на земле. Она о том, почему нас всегда тянет в ту точку мира, откуда наши корни, о том, почему наступает время любить и почему приходит время философствовать».

1 2 3 4