26.05.2022 / 17:31

Евгений Цей. Небольшая заметка урбаниста - І

12+
Выставка одного экспоната
Телефон для справки +7 (8772) 57-10-33

Автор: Евгений Цей
Дата создания: 1977
Техника: холст, масло, коллаж

Евгений Цей (1924-1982) - культовая фигура для изобразительного искусства Кубани. Фронтовик, прошедший Великую Отечественную войну, он участвовал в первой московской выставке авангардистов и был своеобразной осью кубанского андеграунда 1960-1970-х. Единственную персональную выставку Евгения Цея при его жизни провела в 1972 году в Краснодарском художественном училище искусствовед Инга Дмитриевна Май. Работы цикла «Сатирические сюжеты» не разрешила вывесить администрация училища. Так они и простояли три дня вдоль стен кабинета искусств. Выставка эта, несмотря на кратковременность, вызвала небывалый интерес в среде художественной молодёжи.

Автор обладал способностью модифицировать художественные образы сквозь призму собственной эстетики. Об этом говорят оммажи на работы Гойи, Матисса и Пикассо. Краснодарский нонконформист перерабатывал известные сюжеты, привнося в них черты своей эпохи. Художественная самобытность краснодарского нонконформиста соткана из этнического колорита, мифологии и театральной декоративности. Стилистическая полифония в творчестве варьируется от сюрреализма, экспрессионизма до примитивизма.

«Отец-одиночка» краснодарского андеграунда умер в 1982 году, но общественная реабилитация началась лишь к концу 1980-ых, когда вышла статья о нем в «Комсомольце Кубани». Уже в 1990 году прошла первая персональная выставка. Позже прошел ряд посмертных выставок: 1994, 1996 и 2004 годах в Краснодаре, в 1991, 1994, 2006, 2018 годах — в Майкопе. Сегодня имя художника находится в отечественной истории искусства в одном пророческом ряду с Эрнестом Неизвестным, Вадимом Сидуром и другими яркими представителями советского нонконформизма.

Изображенный на картине «Небольшая заметка урбаниста – І» художник, закрывается от зрителей руками, запачканными краской. В качестве художественного материала автором использованы обрывки газет и куски сухой рыбы, органично объединенных фактурной живописью. В изображение введено все, что составляет предметность жизненных событий Евгения Цея: стакан, портрет Сальвадора Дали, фотография с сыном.

Картину художник писал для групповой выставки. Для того времени, она была новым, а значит, неприемлемым явлением в искусстве, и поэтому была отвергнута выставкомом. После представления работы появилась гневная газетная публикация. Фрагмент этой статьи после ее публикации, был введен художником в уже готовую картину. Автор статьи писал: «…Вместо создания произведений, отвечающих духу времени, интересам нашего народа, Цей, художник – оформитель базы Горплодовощторга, занялся живописанием мусорных ящиков! Отдает ли себе Цей нравственный отчет в том, кому и насколько выгодны его сюрреалистические выкрутасы?». В то время Евгений Цей вынужден был работать художником-оформителем потому, что не имел другой возможности для независимого (хотя и почти нелегального) творчества.