Мазлоев Руслан Замирович. 2021 г.
Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик.
Материал, техника: рогоз, плетение. 128,5/84 см.
Из фондов СКФ Государственного музея Востока.
Одним из традиционных видов адыгского декоративно-прикладного искусства издревле является изготовление узорных циновок. Адыги создавали циновки, разнообразные по своему орнаменту и цвету. Для плетения использовали рогоз, лозу, ореховые листья и солому. Прежде, чем начать плести циновку - арджен надо было придумать его рисунок и композицию, которые тонко подчинялись фактурным возможностям рогоза. Адыги издревле занимаются плетением. Об этом свидетельствуют археологические находки в Адыгее, Черкесии и Кабардино-Балкарии.
Искусство плетения постепенно возрождается, сегодня занимаются мастера, которые сохраняют и продолжают традиции древнего ремесла. В числе таких мастеров и Руслан Мазлоев – молодой художник из Кабардино-Балкарии, мастер плетения арджэн – адыгской (черкесской) циновки.
Произведениехудожника Мазлоева Руслана «Пространство» является прекрасным образцом современного декоративно-прикладного искусства адыгов. Выполнено в традиционной технике плетения, из природного материала – рогоза и представляет историко-культурный и художественный интерес.
В композицию данного произведения автор привнес природный орнамент, так напоминающий следы насекомых, подчеркивая единение природы и человека. Художник импровизирует с фактурой и символикой циновки, создавая оригинальное цветовое и геометрическое решение. Руслан создает новое авторское искусство, уверенно опираясь на традицию. Искусство для созерцания и погружения.
Мазлоев Руслан Замирович -- родился в 1986 году в селении Алтуд Республики Кабардино-Балкария. Окончил колледж дизайна КБГУ, затем факультет декоративно - прикладного искусства Кабардино-Балкарского государственного университета. С 2012 года член Союза художников РФ.
Свои первые уроки в плетении циновок Руслан получил от своей матери, которая создавала великолепные по своей красоте циновки. Руслану удалось не только перенять навыки плетения традиционной циновки, которая зачастую носила функциональный характер, но и возвести циновку в ранг современного искусства. Это получилось благодаря использованию различных форм, игре фактур и даже объемов.
Мастер не использует никаких станков и других технических приспособлений. Работа полностью ручная. Главный его принцип: - все в циновке должно быть натурально - это традиция. Но есть и новшества - художник ушел от классического плетения, и придумывает новые техники.
Материал для своих работ Руслан собирает сам. С его слов, это не сложное дело, гораздо труднее довести заготовку до готовой продукции, он очень трудоемкий и занимает несколько этапов.
Материал (рогоз) диктует часто форму, цвет, сюжет: растения становятся сами источником вдохновения. Дно водоема расписано насекомыми, которые в больших количествах обитают в тех местах, где автор собирает траву. И корни самих растений, порой так переплетаются, образуя свой неповторимый природный орнамент. Художник, наблюдая за живой природой, использует этот опыт в своих работах.
Мазлоев ведет активную работу с детьми и студентами, стремясь сохранить и развить традиционное мастерство. Преподает в Институте дизайна КБГУ и городском центре эстетического воспитания детей им. Жабаги Казаноко в г. Нальчике.
Руслан Мазлоев организовал и провел 16 персональных выставок в разных городах России, принимал участие в Международной выставке искусств и ремесел, прошедшей во Флоренции и Гамбурге.
Его работы находятся в музеях и частных коллекциях России, США, Германии, Финляндии, Франции, Бразилии, Турции